• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гордость и предупреждения

Гудок. 13 марта 2009

Доцент кафедры мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев об отношениях России и государств Балтии.

Выражение «хвост виляет собакой» вполне уместно для описания действий трёх северо-западных соседей России — стран Балтии. Предпочтя политические настроения экономической целесообразности, их власти всё чаще в «антироссийских» дискуссиях предпочитают говорить о себе, как о «прифронтовых» государствах и «санитарном кордоне».

— Андрей Иванович, как бы вы сейчас охарактеризовали экономическое положение Литвы, Латвии и Эстонии, с какими трудностями они столкнулись в последние полгода?

— Надо сказать, что экономика Прибалтики оказалась неготовой к кризису. К этому имелись объективные предпосылки: балтийские республики имеют периферийную, частично транзитную экономику с высоким уровнем услуг и среднеразвитое сельское хозяйство. До сих пор финансово-экономическая поддержка Евросоюза и российский транзит энергоносителей составляли основу благосостояния трёх государств, а когда разразился экономический кризис, их руководство всерьёз уповало на внешнюю помощь. Но напомним, что до настоящего времени Эстония, Латвия и Литва используют национальные валюты и не вошли в зону евро. В целом же рынок в этом регионе крайне мал, а в сравнении с остальной Европой — беден. И по этой причине распределение инвестиций ограничивается сферами услуг и транзита. Крупная промышленность в бывших советских республиках была, но в 90-е годы она практически разрушена.

Что сейчас происходит в Балтийском регионе: объёмы ВВП в трёх странах уже упали на 5—19%, резко выросла безработица, обострилась ситуация в банковском секторе — практически прекратилось кредитование, появились проблемы с вкладами населения, началась быстрая девальвация национальных валют. И на этой почве, например, в Литве разразилась паника, население стало в массовом порядке скупать евро и доллары. Ситуация ещё больше осложнилась, когда в начале марта в обменных пунктах евро закончились. Ещё более драматичная ситуация в Латвии, где экономическое положение таково, что, даже несмотря на европейскую помощь в $7 млрд, страна находится на грани дефолта. Из-за резкого ухудшения ситуации в январе — феврале в Латвии и Литве уже произошли массовые волнения, приведшие к столкновениям с полицией. Рост социального напряжения привёл к политическому кризису. По традиции, власти стран региона ищут виновных в экономическом кризисе за рубежом. Печально, но в местных СМИ разжигаются антироссийские настроения: якобы специально российские энергетики повышают цены, сокращается транзит.

— То есть шансы на то, чтобы волшебным образом трансформировать состояние «худого мира» в нечто более позитивное, быстро уменьшаются?

— Отношения между Россией и странами Прибалтики в последнее время отличались нестабильностью. Ещё недавно вектор внешней политики Эстонии, Латвии и Литвы был откровенно антироссийским: они пытаются сохранить за собой статус «прифронтовых» государств, обеспечивающих, так сказать, своеобразный «санитарный кордон» между Евросоюзом, НАТО и Россией. Не секрет, что в Евросоюзе Вильнюс и Таллин, к примеру, всегда занимают крайне жёсткие позиции при выработке решений по отношению к Москве. А Литва предпринимала попытки блокировать российско-европейский диалог, предложив разместить на своей территории базу антиракет ПРО США в Европе. Достаточно сказать, что прибалтийские республики активно выступают против строительства газопровода по дну Балтийского моря — Nord Stream. Сопротивление этому со стороны Таллина было столь яростным, что трассу газопровода пришлось перенести с более удобного эстонского шельфа на сложный финский участок. Консолидированная позиция трёх наших оппонентов — прокладывать наземный газопровод по их территории с выходом к Польше.

Кроме того, вопрос о блокаде Калининграда с печальной регулярностью поднимает Вильнюс. И хотя до реальных действий дело не доходило, но в целом такие заявления не могут не отразиться негативно на отношениях с Россией. Тема урегулирования приграничных вопросов, например, с Эстонией сейчас целиком блокирована. Частично этот вопрос решён только с Латвией. Но на самом деле все страны Прибалтики имеют территориальные претензии к России.

— Складывается ощущение, что пропасть между нами только разрастается...

— Антироссийский вектор прибалтийских стран является осознанным выбором, но надо сказать, что этот вектор соответствует тому этапу развития, который они сейчас переживают. Понимаете, Россия сейчас востребована в политике этих государств в роли главного внешнего врага, представителя чужой и враждебной цивилизации, ответственного за все промахи и исторические катастрофы. Правда, никого при этом не смущает, что буквально через несколько лет после выхода из состава СССР правящие круги этих стран принесли суверенитет на алтарь Евросоюза.

— Такое политическое противостояние немедленно отражается и на экономическом сотрудничестве с нашей страной, а будут ли в этой истории победители и побеждённые?

— Конечно, эти настроения мешают экономическому партнёрству. Несмотря на то, что в целом Балтийский регион имеет либеральное законодательство, открыт для инвестиций, политические риски для наших крупных компаний здесь крайне высоки. Это приводит к постепенному оттоку российского транзита оттуда, потому что политизированные решения местных властей в отношении российских инвестиций чаще всего приводят к длительному стопору в деловых контактах. Хрестоматийным примером является продажа Литвой нефтеперерабатывающего завода польскому конкуренту наших нефтяных компаний с обязательным условием поставлять на этот же НПЗ российскую нефть.

Но сложившаяся ситуация пока не имеет решения. Периодические оттепели в наших отношениях мгновенно сменяются заморозками, иногда с Москвой играют в «кошки-мышки»: сегодня у нас лучше отношения с Латвией и плохие с Литвой, завтра всё может поменяться. Так что о «победителях» из числа всех участников здесь точно говорить не приходится, в проигрыше остаются все.

Справка «Гудка». История железных дорог Прибалтики

Впервые о строительстве «железки» в Латвии заговорили ещё в 1847 году, но приступили только через 10 лет. 217,5 км двухпутной дороги были проложены от Риги по левому берегу Даугавы до Крустпилса, а затем — до Даугавпилса. Сейчас ГАО «Латвийская железная дорога» перевозит около 40% от всего объёма латвийских грузов, 20% пассажиров пользуются её услугами.

Для Литвы железные дороги имели огромное значение, но первоначально они были составной частью российской сети: в 1862 году по Литве прошла Петербургско-Варшавская линия. Сейчас АО «Литовские железные дороги» является единственным оператором и крупнейшим транспортным предприятием страны: перевозит более 44% грузов и, находясь на пересечении транспортных направлений Восток — Запад и Север — Юг, является естественным связующим звеном при обеспечении непрерывного транзита грузов стран СНГ и Азии в Западную Европу.

В Эстонии первая железная дорога была открыта в 1870 году на линии Палдиски — Таллин? — Нарва — Гатчина. Сегодня длина эстонских железнодорожных веток — 958,5 км, по которым ежегодно перевозится 5 млн пассажиров и 5 млн тонн грузов, в том числе 26% — в международном сообщении. В 2007 году правительство Эстонии стало владеть 100% акций железной дороги.