• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взгляд в будущее: российские и американские политологи о предстоящем визите Обамы в Москву

Столетие.Ру. 23 июня 2009

Декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей Караганов: "Визит будет удачным, но только если в ходе визита будет согласована гораздо более широкая стратегия совместных действий, чем это предполагается ныне"

В Вашингтоне 18-19 июня состоялась вторая конференция Foresight ("Взгляд в будущее"). Это совместный проект организации Общества Альфреда Херрхаузена (международного форума при Дойче Банк) и международного исследовательского центра Policy Network, базирующегося в Лондоне. Американским партнером проекта в этом году стал Институт Брукингса.

Старт проекту был дан еще прошлым летом в Москве в рамках первой конференции, посвященной перспективам России в многополярном мире. В этом году темой дискуссии стали Соединенные Штаты, их место в меняющемся мире. В качестве спикеров в конференции приняли участие многие высокопоставленные чиновники администрации президента Обамы, в том числе известный архитектор Дейтонских соглашений по Боснии, ныне специальный представитель президента США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук, известный американский экономист, директор Национального экономического совета при президенте США Лоуренс Саммерс, многие американские эксперты и дипломаты.

Ведущей программы «Внешний фактор» и эксперту Фонда исторической перспективы Наталье Бурлиновой удалось пообщаться с некоторыми известными американскими и российскими участниками конференции, которые в преддверии первого официального визита Обамы в Москву поделились своим видением перспектив российско-американских отношений.

Сергей Караганов, известный эксперт по вопросам российско-американских отношений и проблематике разоружения, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России, декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ Высшей школы экономики:

— Визит будет удачным, действительно приведет к перевороту в российско-американских отношениях и укрепит основы для взаимодействия в будущем, но только если в ходе визита будет согласована гораздо более широкая стратегия совместных действий, чем это предполагается ныне. Сейчас, по сути дела, речь идет только о сокращении стратегических наступательных вооружений. Это очень узкая и острая тема, потому что она «вытаскивает» на повестку дня то, что нас в большей степени разделяет в смысле менталитета, и в том смысле, что по этому вопросу у нас совершенно разные интересы, о чем, кстати говоря, никто не хочет говорить. Американцы готовы серьезно сокращать свой потенциал, а для нас ядерное оружие — это единственная гарантия безопасности и один из важнейших факторов обеспечения наших политических и экономических позиций в мире. Поэтому для того, чтобы встреча имела долгосрочный успех, к вопросу о сокращении вооружений надо добавить, по крайней мере, еще одну существенную составляющую — согласие по выработке нового договора по европейской безопасности, что для России является вопросом первостепенной важности. Только тогда мы войдем в будущий год с гораздо более крепкой основой. А в будущем году у президента Обамы будут огромные трудности, потому что он — не Господь Бог, но смелый и яркий человек, который взял на себя повестку дня Господа Бога.

Анатолий Адамишин, Чрезвычайный и Полномочный Посол, ныне президент Евроатлантической ассоциации:

— Мое впечатление, что американцы сейчас в числе других изменений в своей внешней политике действительно хотят выправить отношения с Россией. Они понимают — кое-что и довольно серьезное было сделано неправильно в отношении России предыдущей администрацией Буша, и хотят «перенастроить» российско-американские отношения. Сейчас люди, близкие к администрации Обамы, уверяют, что нынешний американский президент считает Россию в числе своих приоритетов, а это то, чего не было раньше при Буше. Насколько я знаю американцев, когда они ставят перед собой какую-то задачу, то они делают все, чтобы ее выполнить. Сейчас они поставили задачу выправить отношения с Россией, сделать так, чтобы Россия им не доставляла особых хлопот, и они действительно будут стараться добиться результата на этом направлении. Но если вдруг американцы увидят, что эти усилия не дают результата, то интерес к нам у них может пропасть мгновенно. И я боюсь, что такая опасность действительно есть. Во-первых, в Москве есть немало сил, незаинтересованных в развитии отношений с Америкой, которым для достижения тех или иных геополитических целей необходим образ врага в лице Америки. Во-вторых, на моей памяти уже бывали ситуации, когда американцы протягивали нам руку, а мы воспринимали это как признак слабости и пожимали эту руку без особого энтузиазма. Кроме того, насколько я могу судить, в Москве есть настроение, что многие проблемы американцы создали сами, поэтому пускай сами их и решают. Я считаю, что нам непременно требуется улучшение отношений с Америкой, необходимо выправить перекос, когда с Китаем у нас отличные отношения, а с Америкой — неважные, в то время как у Китая отличные отношения и с нами, и с Америкой. Без выправления отношений с Америкой мы не достигнем стратегической безопасности, не сможем до конца решить проблему ядерного разоружения, мы постоянно будем иметь трения на постсоветском пространстве и, наконец, мы лишим себя в перспективе хорошего рынка технологий.

Владимир Рыжков, известный либеральный политик, руководитель комитета «Россия в объединенной Европе»:

— Прежде всего надо четко понимать, что сегодня Россия не находится в центре американских интересов. По приоритетности интересов Соединенных Штатов Россия занимает в лучшем случае третье-четвертое место. Для американцев, о чем очень четко говорит президент Обама, сейчас главный приоритет — это регион Ближнего и Среднего Востока. Это — девяносто девять процентов интересов США. И Россия им интересна, прежде всего, в той части, - чем Москва может помочь в разрешении тяжелейших проблем этого региона. Единственная отдельная тема, которая тесно связана только с нашими двусторонними отношениями, это новый договор по ограничению стратегических вооружений, и, конечно, именно он будет стоять в центре переговоров Обамы и Медведева в начале июля в Москве. Что касается нового курса Обамы в отношении Москвы, то здесь, я думаю, он будет проводить сбалансированную линию. Не будет никакой персонификации отношений, как это было между Клинтоном и Ельциным, которые просто дружили, или Владимиром Путиным и Бушем, где тоже было очень много личного. В этом смысле Обама гораздо более рациональный и прагматичный политик. Он будет выстраивать отношения сугубо на официальном уровне без излишних эмоций. Он, безусловно, сделает акцент на реализме, но не оставит в стороне вопросы прав человека. Будет средняя линия — Обама предложит определенное «меню» во взаимоотношениях. Он предложит продвижение вперед по ключевому для нас вопросу стратегических вооружений, одновременно он даст понять, что обеспокоен ситуацией с правами человека и демократией в нашей стране. И мне кажется, что это будет касаться не только его визита, это будет в целом его программа по отношению к России.

Строуб Тэлботт, президент Института Брукингса (Вашингтон), бывший заместитель госсекретаря США Мадлен Олбрайт, идеолог российского направления в администрации Клинтона, автор шести книг по российско-американским отношениям:

— Я думаю, это будет очень важная встреча, особенно в части того, что президенты смогут существенно продвинуться в отношении всей проблематики ядерного разоружения и контроля. Визит придаст импульс переговорам по новому договору, который заменит истекающий в декабре договор СНВ-1. И это очень важно. И Обама, и Медведев прежде всего президенты своих стран. Очевидно, каждый из них будет очень осторожно стараться продвинуть интересы своей собственной страны. Это означает, что они попытаются найти сферу двухсторонних отношений, где возможен двухсторонний прогресс. А там, где такой прогресс невозможен, они смогут лучше понять позицию друг друга. Стоить помнить, что президент Обама и президент Медведев уже знают друг друга. У них уже была двухстороння встреча не так давно в рамках саммита Большой Двадцатки в Лондоне. Так что они уже заложили основу отношений, которые со временем могут стать еще более теплыми. Мое впечатление, что президент Обама видит потенциальные области сотрудничества России и США, которые, возможно, еще серьезно не рассматривались. И он хотел бы установить сотрудничество и в этих областях. Вспомним уже ставшее известным выражение «перезагрузка», которое г-н Лавров перевел на русский язык более правильно, так вот, в контексте этой фразы необходимо, чтобы «перезагрузка» состоялась с обеих сторон. Не может быть так, чтобы Россия только ждала, когда США нажмут кнопку «перезагрузка», обе стороны должны нажать эту кнопку. И я думаю, именно в таком духе будет проходить встреча в Москве.

Карлос Лукас, вице-президент института Брукингса (Вашингтон), бывший Посол США на Украине:

— Оба лидера, и Обама, и Медведев, четко сигнализировали, что выступают за серьезную повестку в области разоружения и контроля за вооружениями, что должно быть отражено в новом договоре между Россией и США. Осознавая тот факт, что наши страны располагают самыми большими ядерными арсеналами в мире, Россия и Америка могут продемонстрировать миру ответственность в рамках контроля над ядерным вооружением. И если мы сможем это сделать, то у нас появится потенциал для сотрудничества и по другим вопросам ядерной безопасности. Важнейшим вопросом остается Иран и его ядерные амбиции. И США, и Россия продемонстрировали поддержку программе мирного атома Ирана, но мы не хотим, чтобы Иран имел ядерное оружие. И если мы сможем сотрудничать и по этому вопросу, то это станет огромным успехом. Если мы сможем создать по этим вопросам платформу для переговоров, то в долгосрочной перспективе это позволит нам сотрудничать и по другим проблемам, в том числе в бизнесе, в энергетике. Возможно, это позволит нам вновь начать диалог по таким чувствительным темам, как права человека, демократия и в отношении России, и в отношении США, в адрес которых звучали обвинения в пытках. Что касается членства Украины в НАТО, то этот вопрос сейчас не стоит на повестке дня. Сейчас главный вопрос для Украины — это вопрос руководства, вопрос конституции страны и вопрос внутреннего политического и экономического состояния этой страны. Но если Украина считает, что ее долгосрочным интересам безопасности отвечает членство в НАТО, тогда это должен быть выбор Украины как независимого и суверенного государства. За Украину не должны решать ни США, ни Россия. Я не сомневаюсь, что Украина хочет иметь конструктивные отношения как с Европейским Союзом, так и с Россией. И если мы все примем такую позицию, то мы придем к общему пониманию.

Стивен Пайфер, сотрудник Центра США и Европы Института Брукингса (Вашингтон), бывший Посол США на Украине:

— Если вы посмотрите на заявления, сделанные вице-президентом или госсекретарем США относительно «перезагрузки» отношений с Россией, то увидите, что «перезагрузка» не включает в себя ряд вещей. Во-первых, «перезагрузка» не означает автоматического признания доминирования интересов и влияния России на постсоветском пространстве. Во-вторых, «перезагрузка» не означает, что Соединенные Штаты не будут поддерживать соседей России и их право на собственную внешнюю политику. Здесь есть значительная преемственность в отношении предыдущей администрации. Я полагаю, что по таким вопросам, как Украина, разногласия по-прежнему сохранятся. Думаю, что Вашингтон заинтересован в интеграции Украины в Европу, что потенциально предполагает членство в НАТО, но мы также должны в этом вопросе думать о том, как это скажется на отношениях с Россией. Думаю, в 90-х годах мы недооценили озабоченность России в отношении расширения НАТО на Восток. Но если Украина в лице не только элит, но и населения, захочет присоединиться к НАТО, думаю, что Россия не имеет право накладывать вето на это решение.