• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антикризисное содружество

Российская газета. 7 июля 2009

Кризис может подтолкнуть страны  СНГ к более тесному сотрудничеству. Но в то же время он несет и риски ослабления для Содружества. К таким противоречивым выводам пришли эксперты на заседании Круглого стола "СНГ: испытание экономическим кризисом", в котором принял участие доцент кафедры мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев.

В числе факторов, которые могут подталкивать интеграцию на пространстве СНГ, является то, что в период кризиса более слабые страны автоматически пытаются найти сильного партнера, полагают эксперты. "Особенно это актуально для стран Центральной Азии, — считает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. — У них практически безнадежное положение, прежде всего потому, что в торговле они полностью зависят от транзита через другие страны. Например, еще несколько лет назад для того, чтобы вывести товар из Таджикистана в Европу, надо было пересечь семь границ. Сейчас количество границ значительно меньше, а если будет создана "таможенная тройка" (Россия, Белоруссия, Казахстан), то транзит станет еще проще".

"Ликвидация таможенных пограничных и всех прочих барьеров может увеличить взаимную торговлю на пространстве СНГ до 180 миллиардов долларов, — подсчитал Дмитриев. — Кроме того, Россия может стать источником инвестиций для стран СНГ, перспективна и интеграция на рынке труда, — полагает эксперт. — Например, до кризиса поступления денежных переводов от трудовых мигрантов из России составляли от 10 до 50 процентов ВВП в странах СНГ. И если ситуация в российской экономике начнет выправляться, соседи по Содружеству тут же почувствуют это на себе".

Но все не так просто, отмечают другие эксперты. "По логике, страны СНГ действительно должны двигаться в сторону России, но параллельно они пытаются получить финансовую помощь и от международных институтов, стран Запада", — отмечает генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Алексей Власов. "А перспективы "таможенной тройки" пока до конца не ясны", — полагает доцент кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУ- ВШЭ Андрей Суздальцев. Например, неизбежно возникнет вопрос в связи с тем, что фактически открытой является казахско-китайская граница. И непонятно, как подобная открытость может отразиться на всем Таможенном союзе. " Сложно, — продолжает Суздальцев, — будет и решать вопрос с созданием наднациональных органов "таможенной тройки".

"Еще одна проблема — Россия, которая должна быть центром Содружества, пока не демонстрирует хорошие темпы выхода из кризиса", — отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. "Ослабление центра работает на усиление центробежных явлений", — опасается Николаев. И сейчас от успеха или неуспеха российской экономики, по мнению эксперта, во многом зависит будущее СНГ. Падение ВВП в нашей стране по итогам первого квартала составило 9,8 процента, и среди стран СНГ мы по темпам роста экономики ближе к концу списка. Лучшие антикризисные программы, по его оценке, в Армении и Казахстане. Отличительной чертой армянской программы является то, что меры по социальной поддержке населения выведены за антикризисные рамки. Это правильно, полагает Николаев, потому что повышение пособий и пенсий не приводит к экономическому росту и необязательно подстегивает потребительский спрос. В то же время из армянской программы, считает он, можно было бы позаимствовать усиленное внимание к поддержке инфраструктурных проектов, малому и среднему бизнесу. Из казахской программы Николаев выделяет госинвестиции. "Когда эти деньги идут в транспорт и ЖКХ, то спрос "расползается" по всей цепочке", — поясняет эксперт. "Но пока, к сожалению, даже удачные шаги по выходу из кризиса, которые принимаются отдельными странами, мало заимствуются их соседями", — резюмирует Николаев.