• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дума пропустит войска через границу

КоммерсантЪ. 9 сентября 2009

Механизм взаимодействия президента и Совета Федерации в вопросе применения ВС "действительно лучшее прописать в законе", считает заведующий кафедрой конституционного права госуниверситета Высшая школа экономики Михаил Краснов.

Депутаты Госдумы сегодня рассмотрят в первом чтении законопроект, устанавливающий правила, на основе которых президент сможет "оперативно использовать" российские войска за пределами страны. Все думские фракции готовы поддержать проект при условии, что ко второму чтению в тексте закона роль парламента при решении таких военных вопросов будет закреплена более основательно.

Поправка Дмитрия Медведева к действующему закону "Об обороне" дает главе государства право на оперативное использование вооруженных сил за пределами территории России "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ" (см. "Ъ" за 11 августа). Решение об "оперативном использовании" принимает, будучи по Конституции главнокомандующим, сам президент, но, как сказано в законопроекте, "на основании постановления Совета федерации". Направлять отечественные ВС за рубеж можно будет в тех случаях, когда необходимо: отразить нападение на российские войска, находящиеся за границей; отразить или предотвратить агрессию против другого государства; защитить граждан РФ; отразить атаку пиратов.

Думский комитет по обороне считает, что законопроект заслуживает одобрения в первом чтении, поскольку, как сказано в решении комитета, он соответствует "нормам международного права (например, ст. 51 Устава ООН, резолюции Генеральной ассамблеи ООН "Определение акта агрессии" от 14 декабря 1974 года, ст. 100, ст. 107 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года и др.)". Все думские фракции тоже намерены сегодня голосовать за.

Но во фракции КПРФ при этом полагают, что ко второму чтению законопроекта следует придать более точные юридические формулировки тем случаям, в которых возможно применение войск за рубежом. В частности, как считает зампред думского комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин, "столь общая формулировка как "защита граждан РФ за рубежом" может привести к волюнтаризму". В "Справедливой России", как сообщил "Ъ" зампред фракции Геннадий Гудков, считают, что ко второму чтению следует усилить нормы, которые гарантируют парламентский контроль при принятии решения об экстерриториальном использовании войск. В проекте сказано, что основанием для президента служит "постановление Совета федерации". Но должно быть, как уверен господин Гудков, "не просто "постановление", а "согласие" Совета Федерации". Кроме того, по его мнению, нужно решить, как должны поступать сенаторы в случаях, когда "президент вынужден вводить войска экстренно, не дожидаясь решения Совета Федерации, как это было год назад при грузино-осетинском конфликте".

"Именно это и должно быть детально прописано в законе", - заявил "Ъ" член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности Алексей Арбатов, напомнив, что в прошлогоднем "военном конфликте с Грузией все забыли о собственной Конституции, в соответствии с которой применение вооруженных сил вообще должно утверждаться Советом федерации". Господин Арбатов согласен, что возможны ситуации, в которых требуется экстренное применение ВС. Но в этом случае, президент постфактум обязан обратиться к сенаторам, чтобы получить согласие или, напротив, отказ. Поэтому в законе, по его мнению, процедура должна быть прописана детально, с "указанием какого-то срока, не позже которого президент обязан обратиться в Совет Федерации".

Механизм взаимодействия президента и Совета Федерации в вопросе применения ВС "действительно лучшее прописать в законе", считает заведующий кафедрой конституционного права госуниверситета Высшая школа экономики Михаил Краснов.

Для этого, по его мнению, законодатели могли бы воспользоваться опытом середины 90-х годов. Тогда, как вспоминает господин Краснов, "президент Борис Ельцин для разрешения осетино-ингушского конфликта сначала вводил своим указом (№ 2145 от 2 декабря 1994 года) чрезвычайное положение на части территорий этих регионов и затем обращался к Совету федерации", чтобы получить согласие, которое по Конституции требуется как для введения чрезвычайного или военного положения в стране, так и для применения вооруженных сил за ее пределами.