• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Депутаты набивают себе наценку

КоммерсантЪ. 29 сентября 2009

Депутаты не теряют надежды ввести в правительственный проект закона "О торговле" жесткие нормы из разработанного ими альтернативного варианта законопроекта. В Минпромторге подчеркивают, что наличие подобных поправок не гарантирует их принятия. Однако депутаты, похоже, намерены сыграть роль "плохого следователя", чтобы обеспечить прохождение и без того достаточно жесткого правительственного варианта.

Сегодня в Минпромторге пройдет первое заседание экспертного совета по вопросам развития торговой деятельности в РФ. Его участники за закрытыми дверями обсудят ситуацию, сложившуюся вокруг законопроекта "О торговле". В конце прошлой недели авторы альтернативного законопроекта "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке" во главе с депутатом Госдумы Ириной Яровой ("Единая Россия") представили ряд поправок в правительственный законопроект "О торговле". Их радикальный характер подрывает достигнутые в ходе многочисленных согласований у вице-премьера Виктора Зубкова договоренности между агропроизводителями и сетями.

Наиболее жесткие поправки депутаты предложили в и без того скандальную 16-ю антимонопольную статью - она запрещала сетям с оборотом выше 1 млрд руб. в год и долей на рынке выше 25% покупать и строить новые торговые объекты в границах муниципальных округов или городов федерального значения. Теперь предлагается развести эти условия: если оборот сети более 1 млрд руб., она не сможет открывать новые торговые объекты на всей территории РФ, а если доля сети выше 25% в муниципальном округе - запрет распространяется только на округ.

Депутаты также хотят наделить правительство правом устанавливать размер торговой наценки на социально значимые товары. Причем в статье 8 прямо указывается, что "на продовольственные товары, указанные в пункте 1 части 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ, торговая наценка устанавливается в размере не более 25% от цены реализации первому оптовому покупателю" (социально значимые товары перечисляются в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ - Ъ).

В перечень запрещенных практик предлагается добавить осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии, а также навязывание условий, предусматривающих переход предпринимательских рисков. Еще одним нововведением стало ограничение на уровне 10% оптовой премии или скидки, которую получает сеть. Реверансом в сторону малого бизнеса выглядит предложение увеличить с 50 до 70% долю мест для его "нестационарных торговых объектов".

"Поправки депутатов направлены против потребителей и крупных производителей", - полагает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков, поясняя - госрегулирование торговой наценки может иметь самые негативные последствия: "Почему мы вообще отказались от госрегулирования цен? Боимся, что возникнет дефицит. Авторы поправок не боятся экспериментировать с социально значимыми товарами, хотя исчезновение их с полок магазинов чревато более серьезными последствиями, чем предметов роскоши".

По мнению эксперта, ограничение на оборот в 1 млрд руб. приведет к остановке развития всех крупных сетей, которые сегодня предлагают потребителю низкие цены за счет эффекта масштаба, а попытка раздробить торговые сети ударит по крупным производителям - им удобнее работать с крупными партнерами. Дробление сетей также может привести к возрождению оптовых торговцев посредников, вытесненных сетями, и к росту розничных цен. Главной проблемой как самого законопроекта, так и депутатских поправок эксперты называют отсутствие расчета. "Кто просчитывал этот 1 млрд оборота? На кого будет распространяться эта норма? Кто просчитывал долю в 25%? Все это взято с потолка", - полагает замглавы института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева.

Впрочем, эксперты скептически оценивают перспективы прохождения поправок. "Наличие поправок еще не означает, что они станут законом", - заявили "Ъ" и в Минпромторге, выразив намерение активно участвовать в обсуждении проекта. "Возникает впечатление, что авторы законопроекта хотят оттянуть внимание экспертного сообщества на борьбу с наиболее радикальными предложениями, чтобы обеспечить прохождение проекта, предложенного правительством", - полагает Вадим Новиков.