• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закону о торговле возвращают токсичность

КоммерсантЪ. 5 ноября 2009

Президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан, директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар, ректор РЭШ Сергей Гуриев, президент Института экономического анализа Андрей Илларионов, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев и научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин обратились в Госдуму с призывом не поддерживать законопроект о торговле вообще. Они считают, что законопроект даже в версии первого чтения — реальная угроза экономике.

Законопроект о госрегулировании торговой деятельности должен носить более жесткий регулирующий характер. Такое заявление сделал во вторник глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству единоросс Евгений Федоров. По его словам, ко второму чтению (предварительная дата рассмотрения — 11 ноября) законопроект был «серьезно» доработан. «И уже сейчас можно говорить о позиции, которая выражается в том, что ряд положений законопроекта, касающихся антимонопольного регулирования, должны быть усилены», — заявил депутат.

По его словам, депутаты предлагают расширить полномочия правительства — оно, в частности, может получить право устанавливать предельные значения розничных цен, торговых надбавок и минимальных закупочных цен на отдельные виды «социально значимых» товаров и сельхозпродуктов.

Ранее профильное ведомство правительства Минпромторг критиковал аналогичные предложения, против возможности ограничения наценок выступал и премьер-министр Владимир Путин.

Доработано также положение законопроекта о запрете расширения торговой сети, если она достигла 25-процентной доли на рынке муниципального округа. Депутаты предлагают дополнить ее запретом на расширение сетей, если они превысили долю в 15% на территории с населением 1–3 млн человек и 10% — с населением более 3 млн человек. Подобный механизм депутаты предлагают ввести и для поставщиков: их предельная доля составит 25%, 20% и 15% соответственно. Предполагается, что эти нормы вступят в силу с 1 июля 2010 года. Отметим, ФАС ранее предлагала отсрочить введение даже старой нормы на 2014 год — предложение же группы авторов поправок парализует развитие сетей в крупных городах не четыре года спустя, а немедленно.

Наконец, единороссы, исходя из слов господина Федорова, предлагают также расширить полномочия субъектов РФ в сфере развития на их территории торговых объектов. Наконец, часть предлагаемых поправок вмешиваются в уже достигнутый при обсуждении проекта по инициативе премьер-министра Владимира Путина компромисс сетей и производителей продовольствия (см. «Ъ» от 17 июля). Так, в проекте новых поправок предлагается установить предельный размер премии при заключении договора поставки 10%, предусмотрены только два предельных срока оплаты товаров — 14 и 45 дней.

Не дожидаясь второго чтения законопроекта, ведущие российские экономисты обратились в Госдуму с коллективным обращением (петицией) с призывом не поддерживать законопроект вообще. Документ подписали Александр Аузан, президент Института национального проекта «Общественный договор», Егор Гайдар, директор Института экономики переходного периода, Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы, Андрей Илларионов, президент Института экономического анализа, Вадим Радаев, первый проректор Государственного университета — Высшей школы экономики и Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ. Экономисты намерены продолжить сбор подписей коллег на сайте inliberty.ru, полагая, что законопроект даже в версии первого чтения — реальная угроза экономике.

Перевод конфликта вокруг закона «О торговле» в профессиональную плоскость уместен — по мнению экспертов, новые поправки господина Федорова носят уже чисто популистский характер, хотя и призваны, видимо, содействовать принятию документа во втором чтении с рядом критикуемых положений, в том числе статьи 16 проекта. «Поправки уже не лезут ни в какие ворота. В данном случае депутаты играют роль "злого следователя". Но это мы понимаем, что это абсолютно бредовые нормы, а с точки зрения депутатов, они играют в "доброго следователя". Существуют же люди, которые думают, что поправки защищают интересы поставщиков и покупателей», — полагает заместитель главы Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева.

«Мне неизвестны экономисты, которые могут сформулировать хотя бы какой-нибудь состоятельный аргумент в защиту законопроекта», — говорит Сергей Гуриев. «Ъ» также пока не удалось найти вне правительственных ведомств экономиста, который бы отстаивал поправки с точки зрения теории. Все аргументы сторонников жестких норм закона «О торговле» основываются или на расчетах отраслевых союзов, или на заимствованиях из законодательств стран ЕС, принимавшихся в 30–80 годы XX века в принципиально ином социально-экономическом контексте — в частности, под давлением левых профсоюзов.

Обращение в защиту конкуренции в розничной торговле

Мы призываем депутатов Государственной думы не поддерживать законопроект «О торговле», внесенный в Федеральное собрание РФ в июле 2009 года. Его принятие станет ударом по материальному благосостоянию простых граждан, повлечет за собой ограничение конкуренции и снижение инвестиционной привлекательности отечественной экономики.

Законопроект устанавливает 25-процентную квоту на продажи в пределах муниципалитета предприятиями торговой сети, запрещает «слишком длительные» отсрочки платежа и взимание «входного бонуса». Предлагаемые поправки предполагают регулирование наценок и запрет на «слишком большие» оптовые скидки. Законодательное оформление этих ограничений нанесет огромный ущерб потребителям, предприятиям торговых сетей, их поставщикам. Введение 25-процентной квоты на продажи предприятиями торговой сети в пределах муниципалитета ограничит право потребителя иметь дело с предпочитаемым им продавцом и создаст исключительный для современной мировой практики пример использования протекционистских квот во внутренней торговле. Предлагаемые запреты — на «слишком длительные» отсрочки платежа, на «слишком большие» оптовые скидки, на взимание «входного бонуса» — уменьшат для поставщиков гибкость на переговорах и нанесут ущерб тем из них, кто предпочитает такие условия договоров прямой скидке с цены.

Специалисты по конституционному законодательству указывают на то, что эти нормы ограничивают конституционные права граждан на свободу предпринимательства и свободы договора. Мы, экономисты, обращаем внимание на то, что проект закона «О торговле» противоречит заявленному курсу руководства страны.