• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тендеры для инноваций

Газета. 9 ноября 2009

Проректор ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев: «Фундаментальный недостаток действующих документов о госзакупках — чрезмерно жесткая формальная регламентация процедур размещения госзаказа в сочетании с ориентацией на отбор поставщиков по критерию наименьшей цены».

Четыре ведомства — Министерство образования и науки, «Росатом», Роснанотех и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) — подготовили поправки в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые касаются технически сложной продукции. Основанием для законодательных изменений стали трудности применения закона для заказа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационной продукции, сложного технологического оборудования.

Как сообщил «Газете» один из разработчиков поправок, проректор Государственного университета — Высшей школы экономики Андрей Яковлев, фундаментальный недостаток действующих документов о госзакупках — чрезмерно жесткая формальная регламентация процедур размещения госзаказа в сочетании с ориентацией на отбор поставщиков по критерию наименьшей цены. Декларированная цель такого подхода — борьба с коррупцией. Но для технически сложных товаров, работ и услуг такой подход порождает риски демпинга: когда поставщик, стремясь получить государственный контракт, идет на снижение цен в ущерб качеству. Это могут быть как недобросовестные, так и просто неквалифицированные поставщики, не имеющие у себя в штате необходимых специалистов, не обладающие опытом исполнения подобных работ.

Проблема в том, что такое снижение качества во многих случаях можно обнаружить лишь по завершении действия госконтрактов — в процессе эксплуатации закупленного оборудования или построенных технически сложных объектов (например, таких, как электростанции). Однако расходы на исправление выявленных недостатков в этой ситуации оказываются многократно выше той экономии на цене, которая достигается в ходе конкурсов с отбором поставщиков без квалификационных критериев.

Именно эти проблемы привели к появлению предложений ряда ведомств по серьезным изменениям в законе о госзакупках в части, касающейся технически сложной продукции. Однако, по впечатлению групп разработчиков поправок, позиция Минэкономразвития, отвечающего за свод поправок к закону, сейчас состоит в том, что все требования по качеству можно и нужно прописывать в конкурсной документации, а в случае нарушения условий поставок взыскивать ущерб через суд. Проекты же поправок, подготовленные другими ведомствами и предусматривающие для технически сложной продукции расширение перечня возможных способов закупок и полномочий госзаказчиков, интерпретируются представителями Минэкономразвития как возможный новый источник для коррупции. Впереди новые раунды переговоров и согласований между ведомствами.