• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госкорпорации научат покупать

Газета. 23 ноября 2009

Проректор, директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев о решении вывести ГК и монополии из-под действия закона о госзакупках.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной подготовило законопроект о размещении заказов естественными монополиями, госкорпорациями (ГК) и организациями коммунального комплекса (есть в распоряжении «Газеты») . В соответствии с последним вариантом законопроекта на закупки ГК и естественных монополий не будут распространяться принципы закона о госзакупках (№ 94-ФЗ), как это предполагалось ранее.

Вместо этого организации должны будут разработать и принять свои процедуры закупок, при которых, сказано в документе, «заказчики руководствуются следующими принципами: обеспечение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок».

«Законопроект, который согласовывается сейчас с заинтересованными ведомствами, предоставит свободу выбора на этапе оценки допуска компаний к торгам, но ограничит деятельность заказчиков по процедуре. Например, будет установлен запрет на отмену конкурса за день до его проведения», — говорит замдиректора департамента госрегулирования и конкурентной политики Минэкономразвития Анна Катамадзе. По ее словам, решение вывести ГК и монополии из-под действия закона о госзакупках связано с тем, что ведомству еще нужно набрать информацию, чтобы понять, как именно должны происходить закупки этих организаций.

Требования законопроекта распространяются не только на ГК и монополии, но и на те компании, где эти организации владеют не менее 25%. «Чтобы ГК не смогли перевести все закупки на своих "дочек" для того, чтобы проводить их не по регламентированным процедурам», — поясняет Катамадзе.

Положение сильно расширяет круг компаний, закупки которых будут контролироваться государством. Например, в «Ростехнологии» входит более 400 компаний, в которых ГК принадлежит более 25% акций, в том числе АвтоВАЗ и КамАЗ. Это требование уже вызвало возражения не только ГК и монополий, но и Федеральной службы по тарифам ( ФСТ). Она предлагает вообще исключить норму, так как «невозможно определить трудозатраты и финансовые потребности антимонопольного ведомства по контролю за настоящим законопроектом, а также затраты регулируемых субъектов для контроля за дочерними и зависимыми обществами по реализации норм данного законопроекта».

Решение вывести ГК и монополии из-под действия закона о госзакупках нравится и экспертам. У многих госкорпораций уже разработаны процедуры проведения торгов и отбора поставщиков, причем многие из них, по мнению директора Института анализа предприятий и рынков Государственного университета — Высшей школы экономики Андрея Яковлева, более разумны, чем те, которые установлены законом о госзакупках. С этой точки зрения предусмотренное в законопроекте право устанавливать свои процедуры устраивает ГК.

«Однако в законопроект сейчас включены общие требования о соответствии процедур отбора поставщиков законодательству о конкуренции, — отмечает Яковлев. — Если они будут трактоваться в упрощенном понимании — с позиции обеспечения конкуренции исключительно по цене, то можно представить ситуацию, когда двухэтапные конкурсы и квалификационные требования, предусмотренные правилами закупок во многих ГК, будут оспариваться как ограничения для конкуренции».

Законопроект также обязывает ГК и монополии размещать всю информацию о госзакупках в открытом доступе. Корпорации уже выражали опасения, что такое требование может привести к раскрытию коммерческой тайны.

«Многие ГК, например "Росатом", выполняют коммерческие заказы, конкурируют с крупнейшими немецкими, японскими производителями, и раскрытие всех спецификаций на закупаемую продукцию будет приводить к ослаблению их конкурентных позиций. Есть и другая сторона проблемы. Если ОАО РЖД при размещении заказов на ремонтные работы подъездных путей к вокзалам должно будет указывать все схемы подъездных путей, это может создать проблемы для безопасности», — говорит Андрей Яковлев. ФСТ предлагает решить эту проблему, разрешив заказчикам не публиковать информацию, «составляющую коммерческую или государственную тайну».

Сейчас разногласия обсуждаются с заинтересованными организациями. В Минэкономразвития говорят, что документ должен быть внесен в правительство до конца года, пусть даже несогласованный вариант.