• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У Бориса Грызлова есть свое субъектное мнение

КоммерсантЪ. 22 января 2010

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ГУ-ВШЭ Михаил Краснов комментирует предложения Бориса Грызлова по реформе федеративного устройства России.

Спикер Госдумы, председатель высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов вчера изложил свое видение развития федеративных отношений. Он предлагает унифицировать названия как должностей руководителей субъектов федерации, так и названия региональных парламентов. Эксперты считают, что это предложение нарушает права регионов. Кроме того, господин Грызлов считает, что в федерации тем или иным способом не должно остаться дотационных регионов.

Сегодня состоится заседание Госсовета, посвященное политической реформе. Господину Грызлову предстоит делать доклад от имени "Единой России" — значительная часть его выступления должна быть посвящена федеративным отношениям. Свои взгляды по этому вопросу председатель высшего совета "Единой России" изложил вчера журналистам в Госдуме.

Так, Борис Грызлов считает, что все главы регионов должны называться одинаково — "глава субъекта РФ". Напомним, несколькими днями ранее он уже предлагал аналогичную унификацию парламентов субъектов РФ: спикер Госдумы выступил против того, чтобы они были двухпалатными, и предложил "уйти от названий, которые дублируют название главного законодательного органа страны — Государственной думы".

Комментируя предложения спикера, заведующий кафедрой конституционного права Высшей школы экономики Михаил Краснов напомнил, что в ст. 73 Конституции сказано, что "вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти". Центр и регионы, согласно ст. 72, совместно устанавливают лишь "общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления". А выбор названия органов власти — это те исторические, национальные и культурные особенности, которые и должны учитывать власти региона. С точки зрения замдиректора Института социальных систем Дмитрия Бадовского, реализация инициативы господина Грызлова может потребовать реакции Конституционного суда РФ.

Второе предложение господина Грызлова, по сути, касается количества субъектов РФ. "Субъект федерации — это высокое звание. Субъект федерации должен этому званию соответствовать", — считает Борис Грызлов, отмечая, что субъект РФ не имеет права называться субъектом, если живет за счет других регионов. "Нужно либо менять подходы к работе в таком субъекте РФ, либо объединяться с другим субъектом, чтобы эта территория была самодостаточной", - говорит спикер Госдумы.

"Предложение Бориса Грызлова состоит фактически в том, что все дотационные субъекты должны быть стерты с политической карты России, — говорит господин Краснов. — А это полностью противоречит одному из фундаментальных принципов российской Конституции — федерализму". Эксперт напоминает, что в ч. 3 ст. 67 Конституции говорится, что "границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия". Одной этой нормы достаточно, чтобы Конституционный суд при всей его управляемости признал неконституционным закон, который предусматривает юридическое уничтожение субъекта федерации по экономическим основаниям. Потому что любая федерация создается вовсе не для того, чтобы все части страны приносили доход в федеральную казну.

Впрочем, по словам члена президиума генсовета "Единой России" Юрия Шувалова, партия не настаивает на том, чтобы все дотационные регионы, которые в настоящее время таковыми являются, в перспективе были укрупнены. "Главное, на наш взгляд, пришло время вводить элемент соревновательности между регионами. Они должны стремиться к тому, чтобы найти внутренние ресурсы и выйти на уровень самообеспечения, — пояснил он, отметив, что идея укрупнения регионов не потеряла своей актуальности. — Конечно, на ее реализацию необходимо закладывать как минимум десятилетний горизонт". Возвращение к теме укрупнения регионов председателем высшего совета "Единой России", по мнению господина Шувалова, связано с его предстоящим выступлением перед губернаторским корпусом, которому необходимо дать "адресный месседж".

На самом деле идея присоединять дотационные регионы к регионам-донорам, которые не получают помощи из федерального бюджета, была высказана еще в начале 2002 года. Ее публично отстаивал ярославский губернатор Анатолий Лисицын (см. "Ъ" от 16 апреля 2002 года), заявлявший, что такое объединение может ускорить экономический подъем в стране. По его словам, чаще всего промышленные регионы-доноры граничат с аграрными дотационными регионами, поэтому, если их объединить, получится эффективный и самодостаточный субъект федерации. Как полагал "Ъ", идея к губернатору пришла из Кремля. Тогда Владимир Путин начал выстраивать нынешнюю вертикаль власти и обдумывал переход к назначению губернаторов. Рассуждения Анатолия Лисицына подводили базу под эту идею: он обосновывал эффективность назначения губернаторов в новые укрупненные регионы и предлагал президенту перейти на эту систему. Напомним также, что в 2001 году возникли проблемы экономических отношений между Красноярским краем и его автономными округами — Таймырским и Эвенкийским.

И власти заговорили о необходимости их слияния. В декабре 2001 года был принят закон о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ, который определил процедуру объединения регионов.

Тогда же "Ъ" составил новую карту европейской части России с учетом возможного объединения регионов. Количество регионов-доноров в России в среднем колебалось между 8 и 15 в 1990-е годы. К 2000 году оно дошло до 18. В последующие годы Минфин оценивал их количество в 19-20. Правда, в этой оценке учитываются и регионы, находящиеся в промежуточном состоянии. Если говорить точно, то в прошлом году федеральных дотаций не было у 13 регионов. В этом году их количество сохранится.

Предлагавшееся в 2002 году "Ъ" экспериментальное административное переустройство европейской части России актуально и сейчас. В частности, предполагалось появление шести новых укрупненных регионов. К Ленинградской области-донору (на карте обозначена буквой "Д") присоединяются Псковская и Новгородская области; к Ярославской - Костромская и Ивановская; к Вологодской — Тверская и Архангельская; к Пермской — Кировская; к Липецкой — Курская, Воронежская и Тамбовская; к Самарской — Саратовская и Ульяновская.

По словам зампреда думской фракции "Справедливой России" Оксаны Дмитриевой, "какие регионы являются донорами, а какие — реципиентами, определяется налоговым законодательством". Сейчас 64% налоговых сборов, по ее словам, поступают в федеральный центр, а регионам остаются лишь 36%. При такой системе донорами являются лишь 13 регионов из 83. Федеральному центру, считает она, "удобно и выгодно" вначале забрать все доходы у регионов, а потом лишать их статуса "субъекта федерации" на том основании, что у них нет доходов. "Единой России", полагает госпожа Дмитриева, прежде чем выдвигать такое предложение, "стоило бы проанализировать налоговую, макроэкономическую и региональную политику". Последняя, по ее словам, "ограничивается выравниваем бюджетной обеспеченности", а макроэкономическая сводится к сырьевой экономике: "страна радостно сидит на двух трубах, а остальные отрасли подавляются, соответственно, подавляются регионы, в которых сосредоточена обрабатывающая промышленность".