• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разрешено все, что не разъяснено

КоммерсантЪ. 16 октября 2008

По мнению заведующего кафедрой конституционного права Высшей школы экономики Михаила Краснова, инициаторы референдума, формулируя вопросы, должны понимать, что на "референдуме нужно выяснять мнение граждан о какой-либо проблеме", и тогда можно будет избежать отказа в проведении плебисцита из-за существующих у госорганов "исключительных компетенций".

Сегодня штаб КПРФ по подготовке к референдуму обсудит вопросы, по которым можно было бы инициировать всенародный опрос. Чтобы не вступать в противоречие с законом "О референдуме", предъявляющим особые требования к этим вопросам, коммунисты еще летом письменно обратились в несколько компетентных инстанций, включая Кремль и Белый дом, с просьбой разъяснить, о чем нельзя спрашивать россиян. Ответы уже поступили, но ясности коммунистам это не прибавило.

Нынешняя редакция закона "О референдуме" запрещает выносить на всенародный плебисцит вопросы, относящиеся к "исключительной компетенции" федеральных органов власти (об истории появления этого запрета см. справку). Именно поэтому 29 августа коммунисты направили в ряд инстанций письмо за подписью первого зампреда ЦК КПРФ, вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова. В обращениях содержалась просьба раскрыть "круг вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти".

Самый краткий ответ поступил из администрации президента за подписью начальника государственно-правого управления Ларисы Брычевой. Коммунистам сообщили, что суть пункта закона "О референдуме", по которому запрошены разъяснения, основана на "постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21 марта 2007 года". К ответу был приложен текст постановления. Ответ выглядит логичным, поскольку слова об "исключительной компетенции" появились в тексте закона "О референдуме" после принятия постановления КС. Однако конституционные судьи тогда не требовали каких-либо поправок к действующему закону. Они всего лишь констатировали, что существующий запрет на обсуждение "расходов федерального бюджета" и "финансовых обязательств государства" вовсе "не предполагает запрет вынесения на референдум вопросов, ответы на которые могут повлечь изменение расходных обязательств... за пределами" текущего бюджета. Кроме того, в постановлении КС отмечается, что нормы "прямой непосредственной демократии — референдум" не должны подменять норм "парламентской представительной демократии — исключительных прерогатив федеральных органов власти".

Секретариат КС фактически отказался отвечать на обращение КПРФ, сообщив Ивану Мельникову, что судьи "воздерживаются от выражения неофициальных позиций о разъяснении положений законодательства в случае, если таким позициям может быть придано публичное значение, а соответствующее положение может стать предметом" рассмотрения в КС.

В ответе Верховного суда за подписью зампреда ВС Петра Серкова отмечается "отсутствие достаточного объема судебной практики по делам", связанным со ст. 6 закона "О референдуме". По мнению господина Серкова, "провести обобщение дел по этой категории не представляется возможным". Поэтому зампред ВС уточняет: проблема, с которой столкнулись коммунисты, может быть решена судом, если последует исковое заявление в суд. То есть КПРФ сначала должна получить отказ в проведении референдума, потом обратиться в Верховный суд, который проведет исследование и определит, какие из полномочий госорганов можно отнести к категории "исключительных".

Из Министерства юстиции коммунистам сообщили, что под понятием "исключительные компетенции федеральных органов власти" следует понимать "полномочия федеральных органов власти", предусмотренные Конституцией и соответствующими законами ("О президенте", "О правительстве" и т. д.).

Не получили ясного ответа коммунисты и от Института государства и права РАН. Директор института Андрей Лисицын-Светланов сообщил, что с точки зрения юридической науки "под исключительной компетенцией федеральных органов власти следует понимать только те вопросы, которые прямо указаны в Конституции и соответствующих законах". Но в то же время, как уточнил господин Лисицын-Светланов, в "настоящее время отсутствует сводный перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции" органов госвласти. А подготовка такого перечня "требует анализа значительного массива законодательства и проведения специального исследования".

Как полагает господин Мельников, "власти хотели сделать жесткий ограничитель, а сделали его туманным, что дает властям пространство для отбивания вопросов" КПРФ. Однако коммунист уверен, что "чем непонятнее и неконкретнее ограничитель, тем шире лазейки для того, чтобы этот ограничитель обойти". Коммунисты готовятся в ближайшие месяцы заняться отработкой "юридической точности формулировок вопросов". Спектр тем, которые он намерены затронуть, также будет, как подчеркивает Иван Мельников, "напрямую связан с реалистичностью вынесения вопроса на всенародное голосование".

По мнению заведующего кафедрой конституционного права Высшей школы экономики Михаила Краснова, инициаторы референдума, формулируя вопросы, должны понимать, что на "референдуме нужно выяснять мнение граждан о какой-либо проблеме", и тогда можно будет избежать отказа в проведении плебисцита из-за существующих у госорганов "исключительных компетенций".

Хроника история вопросов КПРФ

КПРФ спорит с властью о подходящих для референдума вопросах с 2005 года. Тогда Компартия впервые попыталась инициировать плебисцит, но Центризбирком забраковал 15 из 17 подготовленных вопросов, касавшихся минимальных зарплат и пенсий, бесплатного образования и здравоохранения, а также других финансовых обязательств государства. ЦИК ссылался на ст. 6 закона "О референдуме в РФ", которая запрещает всенародные опросы на подобные темы. В ответ коммунисты прошли по всем судебным инстанциям. В итоге Конституционный суд 21 марта 2007 года принял постановление, в котором определил, что предусмотренные в законе запреты на плебисцит не противоречат Конституции, но в то же время признал, что можно выносить на референдум вопросы, касающиеся финансовых обязательств государства. КПРФ после этого вновь приступила к подготовке референдума, но в апреле этого года Госдума приняла, а президент подписал поправки к статье 6 закона "О референдуме в РФ", запрещающие всенародное обсуждение вопросов, которые относятся "к исключительной компетенции" федеральных органов госвласти. В ходе работы над законом секретариат КС прислал в Госдуму специальное письмо, в котором подчеркивалось, что конституционные судьи вели речь об "исключительных прерогативах". К примеру, нельзя принимать законы на референдуме — это прерогатива Госдумы, нельзя объявлять войну с помощью референдума — это прерогатива Совета федерации, нельзя плебисцитом вводить чрезвычайное положение — это прерогатива президента и проч. Депутаты замечания КС не учли.