• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Баба-яга опять против

Парламентская газета. 2 декабря 2008

Профессор Леонид Поляков, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики: "Поправки к Конституции — и до их принятия, и тем более после — не сфера ведения КС. И потому здесь судья волен высказываться в личном качестве. Как юрист, гражданин, избиратель".

Ряду деятелей маргинальной, то есть, строго говоря, за маргинальной (то есть даже не "крайней", а находящейся "за краями") оппозиции не понравились высказывания председателя Конституционного Суда (КС) Российской Федерации Валерия Зорькина о том, что увеличение срока полномочий Президента и Государственной Думы не стоит рассматривать как покушение на основы Конституции.

Не подвергая сомнению само высказывание Валерия Зорькина (видимо, и для них оно было очевидным), ЗАО, ООО, а вернее, ОББ (общество безграничной безответственности) "Каспаров &Co." придралось к тому, что председатель КС публично высказался по теме, которая (теоретически) может стать предметом рассмотрения в КС, что может считаться нарушением статьи 11 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" и несовместимо с должностью судьи КС.

Интересно было бы узнать, а если бы Валерий Зорькин сказал, что что Волга впадает в Каспийское море, это высказывание тоже вызвало бы сомнения в правомерности? Ведь при некотором напряжении фантазии можно было бы поднять вопрос: а что такое Волга, что такое Каспийское море, не возникли ли эти наименования во времена тоталитарно-авторитарного царского режима и правомерно ли употреблять термин "Каспийское море" по отношению к достоянию пяти государств? Ведь сомнению можно подвергнуть все что угодно. Как в принципе почти по любому поводу обращаться в КС.

Это, впрочем, лирика. А вот по сути этих претензий совершенно четко высказался ряд серьезных юристов. Так, профессор Леонид Поляков, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики считает: "Поправки к Конституции — и до их принятия, и тем более после — не сфера ведения КС. И потому здесь судья волен высказываться в личном качестве. Как юрист, гражданин, избиратель". С ним согласен и доктор юридических наук, профессор, проректор Российской академии государственной службы Игорь Барциц. "Увеличение сроков конституционных полномочий Президента и Государственной Думы, при всей своей политической значимости, не затрагивает ни сущности этих институтов, ни их положения в системе разделения властей... Подобного рода "точечные поправки" — это скорее вопрос выбора оптимальных в управленческом отношении цифр, а не толкования конституционных доктрин, формулирования ключевых правовых позиций". К тому же "рассмотрение поправок к Конституции России не входит в сферу компетенции КС", так как "подобные поправки принимаются по четко установленной процедуре, в которой задействованы обе палаты Федерального Собрания и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации". По мнению доктора юридических наук, профессора, декана юридического факультета Челябинского государственного университета Валериана Лебедева, "КС не рассматривает предполагаемые поправки к Конституции до их принятия. После же их принятия и вступления в силу они становятся составной частью Основного закона. И впоследствии даже при толкования их содержания Конституционным Судом рассматриваются как непреложная данность. То есть формального касательства к предмету рассмотрения КС высказывания не имеют и иметь не могут".

Подводя итог, можно сказать, что крайние оппозиционеры в очередной раз уподобились (а то и "переплюнули") мультяшную Бабу-ягу, которая, как известно, против. В данном случае против всего, что делает и предлагает российская власть, и всегда. И эта коллективная Баба-яга не очень утруждает себя аргументами.