• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нанокоррупция

Время новостей. 21 мая 2008

"Основные инструменты борьбы с коррупцией лежат за пределами экономики", — говорит Евгений Ясин, научный руководитель ГУ — ВШЭ. По его мнению, основная нагрузка должна лечь на "сферу демократических преобразований", которые "заключаются в восстановлении доверия между властью и обществом, заключении договора, который делал бы коррупцию вредной для всех".

Президент Дмитрий Медведев развернул новую программу борьбы с коррупцией — по всем фронтам, решив разработать в течение месяца национальный антикоррупционный план и лично возглавив Совет по борьбе с коррупцией. Одним из антикоррупционных фронтов должен стать экономический. Дмитрий Медведев назвал такие меры для решения проблемы коррупции, как улучшение экономического климата, повышение прозрачности механизмов принятия экономических решений чиновниками, борьба с рейдерством. Что еще можно сделать в экономике, чтобы если не победить, то хотя бы уменьшить масштабы коррупции в России? С таким вопросом газета "Время новостей" обратилась к экспертам. Оказалось, что экономисты больше склонны искать причины коррупции в общественно-политической сфере. Но есть и основополагающий фактор повышенной коррупционности российской экономики: сырьевой.

"Основные инструменты (борьбы с коррупцией. — Ред.) лежат за пределами экономики", — говорит Евгений Ясин, научный руководитель Государственного университета — Высшей школы экономики. По его мнению, основная нагрузка должна лечь на "сферу демократических преобразований", которые "заключаются в восстановлении доверия между властью и обществом, заключении договора, который делал бы коррупцию вредной для всех".

В качестве основ новой системы взаимоотношений власти и общества эксперты называют проведение административной реформы, формирование современной системы правоприменения, прозрачность решений госорганов и государственного сектора.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы при правительстве, считает, что основная задача административной реформы — "ограничение избыточных функций". "Чем больше функций получают госорганы, тем больше вероятность коррупции",— говорит эксперт. Тем более что очень многие решения, в том числе в экономической сфере, отданы на откуп чиновникам, а не прописаны в законе. "Нужно регламентировать деятельность чиновников там, где есть произвол в выборе решений", — полагает г-н Гурвич. С ним полностью согласен г-н Ясин: "чем больше чиновников и чем больше вопросов остается на их усмотрение, чем меньше бизнес ограничивается законом и конкуренцией, тем больше возможностей для коррупции".

Но только законодательными ограничениями осадить стремление людей к нечестной наживе не получится. Должны быть и меры, стимулирующие к "некоррупции". И здесь нельзя идти по легкому пути. "Например, мы повысили зарплату госслужащих, но оставили их без общественного контроля", — говорит Евгений Ясин. Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, также указывает на непродуманность и незавершенность этой меры. "Можно повысить зарплаты чиновникам в пять раз, им просто взятки будут давать в десять раз больше",— полагает г-н Делягин. "Нужно создать систему социального обеспечения госслужащих, которая бы противостояла высоким зарплатам в частном секторе", — считает эксперт.

По его мнению, необходимо также создать институт независимой экспертизы законов для выявления коррупционных моментов в законопроектах.

Кроме того, к предпринимателям, уличенным в коррупции, должна применяться презумпция невиновности. "Сейчас у нас виноват тот, кто дал взятку. А должно быть так: если предприниматель добровольно сотрудничает с правоохранительными органами, ему обвинения не выдвигаются", — напоминает г-н Делягин о зарубежной практике борьбы с коррупцией.

Все эксперты указывают на богатые возможности для коррупции в нынешней системе госкорпораций. "Увеличение государственного присутствия в экономике создает возможности для коррупции, когда финансовые потоки контролируются чиновниками", — считает г-н Гурвич.

"Госкорпорации — институциональный фактор коррупции, государство не контролирует свои активы. Нужен контроль — многоуровневый, но не мешающий работать", — еще более категоричен г-н Делягин. Экономисты единодушны — необходимо добиваться прозрачности госкомпаний и органов власти.

Впрочем, г-н Гурвич указал на один основополагающий момент, который во многом объясняет, откуда растут ноги у российской коррупции. "Почти для всех сырьевых экономик характерна борьба за ренту, что является основой для коррупции. Наша экономика относится к сырьевым, и это исходные условия ее существования, изменить их быстро не получится".

Так что удачный переход России от сырьевой экономики к инновационной может оказаться едва ли не самой эффективной антикоррупционной мерой.