• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госкорпорация «ЕГЭ»

Московские новости. 21 июля 2011

Единый госэкзамен, скорее всего, будет проводить специально созданная государственная организация. Подготовить решения, включающие и эту идею, предложила 20 июля президентская комиссия по совершенствованию ЕГЭ. В правительстве и Кремле еще продолжаются споры о том, кто может выступить в качестве «независимого квалифицированного оператора» по приему экзаменов. Но принципиальное решение, что ЕГЭ не будет проводиться в стенах школы, уже принято.

Президентская комиссия по совершенствованию ЕГЭ, от которой ждали анализа предложений, которыми в последние месяцы фонтанировало педагогическое сообщество, не стала размениваться на мелочи. Члены комиссии признали целесообразным вывод всех экзаменов — собственно ЕГЭ, государственной итоговой аттестации после девятого класса (ГИА) и других промежуточных испытаний — за пределы школы.

«Комиссия утвердила предложение о создании государственной корпорации, которая займется оценкой результатов работы школ. Идея в том, чтобы отделить систему образования и систему оценки результатов. Сейчас школьная система стремится оценить себя более высоко, чем есть. А нужна объективность»,— заявила «МН» зампредседателя комиссии Общественной палаты по образованию Любовь Духанина. «Идею создания независимой организации поддержал и президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий»,— подтвердили «МН» в аппарате РСР.

Помощник президента Аркадий Дворкович, входящий в комиссию по совершенствованию ЕГЭ, уточняет, что говорить о создании именно экзаменационной госкорпорации не стоит. «Комиссия поручила рассмотреть все поступившие предложения и подготовить решения по ним. Речь может идти об авторитетной организации, у нее может быть любой статус, например статус оператора. Данная организация не должна быть коммерческой»,— заявил «МН» Дворкович.

Президентская комиссия также одобрила все рекомендации по реформированию ЕГЭ, предложенные Общественной палатой и сформулированные ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым (см. «МН» от 1 июля). Именно тогда Кузьминов заявил о необходимости «вывести ЕГЭ из школы». В интервью «МН» после заседания президентской комиссии ректор ВШЭ подчеркнул, что прежде всего создаваемая структура должна быть независима «от Министерства образования и соответственно от региональных департаментов образования». По его словам, это повысит доверие населения к результатам ЕГЭ.

Ярослав Кузьминов, как и Дворкович, выступает против коммерциализации оператора ЕГЭ или его финансирования за счет взносов сдающих экзамен. Правовой статус новой структуры стоит обсудить более детально, полагает он. «Это может быть государственно-общественная организация, созданная под патронатом президента России, с ярко выраженным некоммерческим характером. Или второй вариант — быть независимым государственным агентством, аналоги которых сейчас создаются правительством», — предполагает ректор ВШЭ.

Формально курирующий единый экзамен Рособрнадзор не окажет сопротивления, поскольку поддерживает большинство предложений ОП, утверждает Любовь Духанина. Глава ведомства Любовь Глебова — сторонник системных изменений в процедуре ЕГЭ, заявляют эксперты. «Она выступает за то, чтобы уже в следующем году выдавать сертификаты в электронном виде и даже передать проведение ЕГЭ из рук Рособрнадзора в независимый институт», — заявил «МН» научный руководитель института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Сам он уверен, что «радикальным решением было бы создание комитета или госкорпорации «Росаттестация», подчиняющейся не министру образования, а напрямую председателю правительства».

В ведомстве Глебовой от официальных комментариев отказались, однако источник «МН» в Минобрнауки заявил: «Процедура оценки ЕГЭ действительно может быть выведена из-под влияния тех, кого мы оцениваем. Это могут быть независимые центры, но ничего определенного пока сказать нельзя, ничего не решено».

Основными итогами заседания президентской комиссии по совершенствованию ЕГЭ Александр Адамский считает тот факт, что в Кремле не стали обсуждать как возможность полной отмены итоговой аттестации в формате общенационального тестирования, так и предложения сделать ЕГЭ добровольным, предоставив выпускникам возможность выбора и «традиционного экзамена». Это значит, что власть не поддалась на соблазны заработать на популизме очки перед выборами. Из неполитических итогов Александр Адамский отметил единую позицию по содержанию экзаменационных материалов. «Все согласны с тем, что кроме экзамена на знания в аттестации должна быть составляющая, характеризующая не учебные достижения выпускников, а их социальный опыт», — заявил он.