• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Самый продажный закон

Аргументы неделi. 29 октября 2009

Профессор ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева: "Сейчас все поставщики официально платят магазину за то, чтобы их товар там продавался".

Депутаты Государственной думы готовят ко второму (и решающему) чтению проект закона "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ". Документ обещает стать революционным: до сегодняшнего дня внутренняя торговля в РФ оставалась "рыночным заповедником", вмешиваться в жизнь которого государство избегало.

Корень зла

Разработчики закона уверены, что все беды российской торговли, в том числе завышенные цены в магазинах, - результат некорректных взаимоотношений между производителями продукции и теми, кто эту продукцию продает. "Сегодня часть сегмента розничной торговли монополизирована крупными сетевыми компаниями, которые диктуют поставщикам и покупателям свои условия, - констатирует Евгений Федоров, депутат Государственной думы, глава Комитета по экономической политике и предпринимательству . - Так, сетевики сегодня заставляют платить за право вхождения в их магазины, оттягивают оплату взятого на реализацию товара, устанавливают немыслимые накрутки. Проблема монополизации существует и в среде поставщиков. Крупные компании, готовые выполнять условия сетей, не пускают на рынок мелких производителей, которые, возможно, готовы предложить более дешевый товар, но не всегда могут платить огромные суммы за вхождение в сеть. В результате мы имеем не слишком широкий ассортимент на прилавках и завышенные цены".

Законодатели рассчитывают победить нездоровый монополизм с помощью ряда ограничений для торговых сетей. Как рассказал старший научный сотрудник Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Вадим Новиков , предполагается ввести государственное регулирование наценок, ограничить скидки на оптовые партии, запретить взимать плату за право продавать товар в магазинах сети, установить предельный период отсрочки платежа за взятую на реализацию продукцию. Также в законопроекте есть статья, которая запрещает сетевикам, торгующим продуктами питания, чей оборот превышает 1 млрд. руб. в год, открывать новые магазины на территории муниципального образования, если доля магазинов сети среди всех торговых точек равна 25%. Теоретически все эти меры должны сработать на поддержку малого бизнеса как в торговле, так и в производстве. В Думе предполагают, что предприниматели благодаря новому закону смогут легче открывать новые магазины и без труда продвигать свою продукцию на рынок.

Идем на поправку

Принятый в первом чтении законопроект вызвал бурю нареканий. Сетевики боятся оказаться "на коротком поводке", поставщики опасаются появления "теневых" тарифов на право работать в сети, а малый бизнес не видит в новом законе никакой очевидной для себя выгоды.

"Я считаю, что закон о торговле самой торговой сфере абсолютно не нужен, - высказывает свою точку зрения начальник юридического отдела розничной сети "АБК" Алексей Черкасов . - Торговля стабильно развивалась и без государственного вмешательства. До кризиса она была на первом месте по экономическому росту среди других отраслей. Законопроект протолкнули российские производители, которые сейчас оказались в сложной ситуации. В результате Госдума решила им помочь за счет "наезда" на розничные сети. По-моему, это нечестно".

По словам Светланы Авдашевой, доктора экономических наук, профессора Высшей школы экономики , даже если бонусы отменят, малый бизнес в массе своей в сетевую торговлю не пробьется. "Действительно, сейчас все поставщики официально платят магазину за то, чтобы их товар там продавался, - рассуждает Авдашева. - Известные бренды платят "за вход" символические суммы, производители продукции не слишком известных или новых марок - побольше. Важно то, что благодаря такому механизму доступ к магазинным полкам теоретически может получить любой. Разработчики не учитывают важный нюанс: когда плату (так называемый бонус) отменят, главным фактором при выборе поставщика для магазина станет деловая репутация производителя. И магазин легко переключится на закупку исключительно "брендовой" продукции, не имея никакого резона брать на реализацию товар неизвестной мелкой фирмочки".

"Запрет на бонусы сработал бы только в том случае, если бы поставщикам было куда податься помимо торговых сетей, - развивает тему Федор Борисов, генеральный директор Ассоциации "Рускулинария", объединяющей производителей продуктов питания . - Несетевая розница в России сегодня совершенно неразвита. И, насколько я знаю, никаких мер для ее развития закон не предусматривает".

Несмотря на то что проект еще будет дорабатываться, уже сейчас очевидно: закон рассчитан явно не на потребителей, уставших от высоких цен в магазинах. Например, ограничение на размещение объектов торговли приведет к тому, что в городах перестанут появляться сетевики с низкими ценами - всевозможные "Копейки", "Пятерочки" и "Дикси". Зато чиновники получат дополнительный рычаг давления на торговые сети, одновременно приобретая дополнительную "кормушку".