• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сколько нужно брать налогов с бизнеса, чтобы он не переставал развиваться?

Газета. 12 ноября 2009

Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин: "Нормальная налоговая нагрузка на бизнес в такой стране, как Россия, равна примерно 30% добавленной стоимости".

СЕРГЕЙ ПЯТЕНКО / партнер, гендиректор экономико-правовой школы ФБК, доктор экономических наук

Конечно, в лоб на вопрос мы не ответим, но можем зайти вот с какой стороны. Сегодня для того, чтобы заплатить человеку, условно говоря, 1 тыс. рублей, работодатель платит 13% подоходного налога, 26% единого социального налога ( который теперь заменяют страховыми взносами и увеличивают до 34%).

Итого уже получается под 1,5 тыс. рублей.

А с учетом того, что работодатель платит еще НДС, налог на прибыль плюс некоторое количество налогов по мелочи, выходит, что кроме зарплаты работнику также выплачивается сопоставимая сумма различных налогов. Так что ответ на вопрос "Сколько надо?", если говорить совсем уж грубо, будет: "Наверное, в два раза меньше".

Что необходимо для понимания? Прежде всего поменять акцент и привести все в соответствие с цивилизованным миром. У нас где-то 80% налогов платят юридические лица и 20% - физические. Ежели удастся поменять эти цифры местами, чтобы человек сначала получал деньги, а потом видел, сколько у него вычли налогами, то это был бы самый первый и здравый шаг, чтобы общество взвыло и поставило вопрос, зачем с него берут так много. В качестве примера мне вспоминается мой первый визит в США. На меня произвел неизгладимое впечатление тот факт, что я видел в магазине один ценник, а потом, когда пробивал покупку в кассе, оказывалось, что к этой сумме добавляли еще местный налог. И так с каждой покупки! Когда человек все напрямую видит, то он реагирует гораздо быстрее. А здесь он, слушая любое размышление о соцстандартах, о пенсиях или о чем-либо другом, прямо примеряет это на те налоги, которые с него будут брать (ведь 80 - 90% доходов любого государства - это именно налоги).

 Поэтому когда человек слышит заявления губернатора о том, что тот еще кому-то чем-то поможет, то представляет, как ценник в магазине все больше и больше увеличивается.

ЕЛЕНА КОРЗУН / гендиректор ассоциации "АссоНефть", доктор экономических наук

Здесь я могу сказать только про малые нефтяные компании, про другое я попросту не знаю. У нас сейчас 80% выручки - это изъятия в налоги. А для мелких компаний, которые работают на маленьких месторождениях, эта нагрузка высокая. В результате у нас не хватает инвестиционного ресурса.

Данная проблема связана как раз с нашей спецификой - с тем, что мы работаем на небольших, трудных месторождениях ( впрочем, у " крупняка " на таких месторождениях такие же проблемы). Поэтому хотелось бы, чтобы была продолжена дифференциация налога на добычу или был совершен переход на новую систему налогообложения.

Мы считаем, что для мелких месторождений нужно делать понижающий коэффициент ( тут мы полностью поддерживаем инициативу Минприроды). Чтобы мы начали дышать свободнее, в цифрах налоговая нагрузка должна снизиться хотя бы до 60 - 70%.

ВЯЧЕСЛАВ МАМОНТОВ / председатель исполкома Союза российских пивоваров

В цифрах, наверное, ответить тяжело. Скорее я бы сделал градацию в зависимости от вида бизнеса. Если это торговля сырьем, то, наверное, должен быть один уровень налогов, если интеллектуальная деятельность - то другой, если глубокая переработка - третий. Разные уровни производства требуют и разного отношения государства в области налогообложения. Вряд ли можно придумать что-то унифицированное, особенно с учетом нашей территории, климата и так далее. Государство должно быть именно тем арбитром, который определяет точку " схлопывания " бизнеса. И оно должно делать так, чтобы этого не происходило, а, наоборот, разнообразных видов деятельности становилось больше.

ЕВГЕНИЙ ЯСИН / научный руководитель Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор экономических наук

Нормальная налоговая нагрузка на бизнес в такой стране, как Россия, равна примерно 30% добавленной стоимости. Да, в Китае сейчас этот показатель ниже, но только лишь потому, что там отсутствует государственная система пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования. Более цивилизованная страна меньше себе позволить не может, даже в том случае, если она обеспечивает очень высокую эффективность использования средств. Причем в настоящее время наша налоговая нагрузка отличается от озвученной мной цифры не очень сильно. Действительно, до этого года она возрастала, но главным образом за счет того, что рос налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на нефть.Нагрузка на предприятия остальных секторов принципиально не увеличивалась. Более того, она снижалась, причем в некоторых случаях в большей мере, чем это могла себе позволить страна. Именно это произошло в 2004 году, когда ЕСН был снижен сразу с 35,7% фонда заработной платы до 26%.На эти деньги мы не имеем возможности нормально формировать Пенсионный фонд, средства на здравоохранение, образование и так далее. Поэтому вопрос надо ставить не так: " Может ли все эти расходы выдержать бизнес? " , а по-другому: " Может ли население взять на себя какую-то долю? " Мое твердое убеждение заключается в том, что бремя должно быть разделено между предпринимателями, наемными работниками и государством.