• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Баланс в процессе госзакупок нарушен в пользу поставщиков"

Slon.ru. 25 февраля 2010

Директор "Института анализа предприятий и рынков" ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев выступил на конференции "94-ФЗ: как улучшить закон".

Принятие 94-ФЗ было существенным шагом вперед, с точки зрения госзакупок. Само появление закона означало появление системы. Сейчас стоит вопрос о том, как изменить закон в лучшую сторону, чтобы нам было проще жить. Когда мы проводили анализ, у нас получились 4 проблемы.

Первая проблема - управление рисками. В качестве главного риска воспринимается коррупция. Применение закона показало, что есть еще один риск - это риск неисполнения заказа. Решение данной проблемы возможно только в рамках более широкого подхода.

Второй момент - необходимость гармонизации прав заказчиков и исполнителей. Сейчас возникает обратная ситуация, когда баланс нарушен в пользу поставщиков. Важно обеспечить стимулы и для поставщиков, и для заказчиков.

Третий момент - учет издержек. До сегодняшнего дня реально рассчитывались издержки регулятора. Пытались построить простую систему. Но издержки несут все. Либо напрямую, либо косвенно, когда снижается качество закупок.

Последний момент - то, как воспринимается сейчас эффективность закона. Она понимается через призму соблюдения 94-ФЗ. Но цель - не соблюдение закона, а обеспечение госнужд. Это не исключает необходимость выполнения закона.

Мы не предлагаем возвращаться назад, к тому, что было до принятия закона. Надо двигаться вперед. В сторону госзакупок, которые не регламентированы. Но с чем сталкиваются практики? С простыми инструментами это движение вперед невозможно. Необходимо расширять полномочия госзаказчиков.

Как обеспечивать контроль? С коррупцией бороться можно только в рамках комплексной системы контроля. Существенным было появление единого сайта. Этот сайт должен обеспечить потребности всех пользователей. Не только тех, кто интересуется, как потратили их деньги. Необходимо обеспечить информацию и о том, как проходят торги, чтобы создавалось информационное поле.

На сегодняшний день в 94-ФЗ заложена логика контроля за использованием денег. Процедуры нужно соблюдать, но этим проблема не исчерпывается. В действительности индикатор возможности нарушений - факты отклонения от среднерыночной цены. Когда возникают отклонения вверх - это является основанием для коррупции. Но это в равной степени касается и большого отклонения вниз: потом не могут выполнить заказ за такую цену. Очевидно, что это довольно масштабные пункты, выполнение которых не может быть обеспечено в течение месяца-двух.