• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Путешествие в неизвестность

Ведомости. 12 мая 2010

Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ, обращает внимание на невостребованность бизнес-образования:"Падение интереса к MBA в России связано с тем, что оно оказалось ненужным на практике. Если полученные знания еще могут как-то помочь в малом и среднем бизнесе, то крупные компании, особенно государственные, играют по своим особым правилам".

Ведущий инженер отдела реформирования Октябрьской железной дороги Марина Смольникова и еще 39 менеджеров среднего и высшего звена Октябрьской железной дороги разных отделов в июне заканчивают обучение по корпоративной программе Executive MBA Стокгольмской школы экономики (SSE).

Еще десять лет назад менеджмент компании видел свою задачу в том, чтобы поезда и грузы приходили вовремя. В это время западные компании активно захватывали традиционные и создавали новые транзитные маршруты. Начавшаяся в 2003 г. реформа холдинга показала, что у компании не хватает управленцев современного типа.

НОВАЯ СМЕНА

С 2005 г. РЖД создает кадровый резерв, сейчас в нем 46 700 человек (всего в компании 305 800 руководителей и специалистов). Чтобы попасть в него, нужна рекомендация начальника, профессиональные достижения и успешное прохождение психодиагностического теста на мотивацию (в этом году добавится оценка по системе 360 градусов на основе корпоративных компетенций и ассестмент-центр). Потом можно рассчитывать на повышение и, конечно, на обучение.

Стокгольмская школа экономики известна своим нестандартным подходом к менеджменту, который ее профессора изложили в книге "Бизнес в стиле фан", ставшей бизнес-бестселлером. В прошлом году начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов получил здесь степень Executive MBA (53-е место в рэнкинге FT). Еще 30 менеджеров Октябрьской железной дороги и пять из центрального аппарата обучались с ноября 2008 г. по июнь 2009 г. В группу вошли топ-менеджеры различных направлений, которые ежемесячно пять дней изучали программу первого года Executive MBA. Некоторые из них пассивно относились к обучению, находя различные поводы не приехать на занятия или "выйти позвонить", рассказывает директор программы от школы Игорь Дюков. В итоге два слушателя не смогли защитить дипломный проект аттестационной комиссии, куда входит в том числе президент РЖД Владимир Якунин.

К отбору второй группы подошли более тщательно. Из 60 кандидатов SSE отобрала 40 человек (с помощью тестов на знание математики, на логику, интеллект и собеседования). Теперь РЖД оплачивает 70% стоимости курса (на рынке полная программа стоит 33 000 евро на одного слушателя, сколько стоит ее первая часть для РЖД, компании не разглашают), остальное - студенты. Если слушатель не защитит дипломный проект, он за все платит сам. Была изменена и программа:ряд курсов адаптирован под потребности РЖД после консультаций с топ-менеджерами компании, некоторые из которых читают лекции. В процессе обучения слушатели перед началом каждого модуля делятся на рабочие группы - это учит людей из такой иерархический компании, как РЖД, не бояться быть инициативными и эффективно взаимодействовать с разными департаментами, говорит Дюков.

Проект Марины Смольниковой посвящен разработке системы корпоративного управления в дочерних обществах. Школа научила ее вырабатывать стратегию и анализировать проблемы. "Это абсолютно новый подход к бизнесу", - говорит она.

ВНУТРЕННЯЯ ПРОБЛЕМА

Насколько РЖД будет готова принять новый подход, сказать однозначно сложно:везде есть люди, не желающие ничего менять, говорит Дюков. Школа делала корпоративные программы для компаний, руководство которых не интересовалось процессом обучения, а сотрудники не ходили на занятия. Руководство РЖД вовлечено в проект и это меняет весь подход к обучению менеджеров компании, уверен он.

Сегодня на программах MBA в российских школах бизнеса (АНХ, ФА, РЭА, ГУ-ВШЭ, МИИТ) учатся 186 руководителей РЖД, а в 2005 г. их было семь (225 уже получили диплом).

Еще 12 человек учатся на Западе (LBS, Oxford, IESA, IE, Чикагская бизнес-школа, Гонконгская бизнес-школа) и 21 сотрудник будет поступать в этом году, по данным отчетов компании о социальной ответственности за два последних года. Кому обучаться, решает специальный комитет во главе с Владимиром Якуниным. Компания заинтересована в росте числа выпускников бизнес-школ в руководстве, говорит вице-президент РЖД Дмитрий Шаханов. Чтобы удержать их в компании, с ними заключается пятилетний контракт, и пока никто из компании не ушел. "Главный итог, который пока мы видим от увеличения числа выпускников МВА, - это рост критической массы активных руководителей для перехода к инновационному развитию. Но экономический эффект просчитать достаточно трудно", - говорит Шаханов.

Всего за три последних года разные тренинги прошли 4754 руководителя всех уровней, и еще 10 000 - в этом году.

УДОБНЫЙ МОМЕНТ

"Кризис стал удачным моментом, чтобы показать топ-менеджерам госкомпаний, что с ними нужно что-то делать. Например, обучать правилам современного бизнеса. Несколько крупных госкомпаний, в том числе Сбербанк и Олимпийский комитет, начали индивидуальное обучение своих топ-менеджеров", - знает Юлия Ужакина, управляющий партнер компании "Амплуа"(компания делает ежегодный мониторинг рынка корпоративного обучения и развития персонала).

Госкомпании - одни из немногих оставшихся на рынке в кризис заказчиков, говорит Сергей Мордовин, ректор школы менеджмента ИМИСП (Санкт-Петербург). Так, группа компаний "Газпром добыча Ямбург"попросила ИМИСП набрать дополнительную группу из 25 человек для обучения по корпоративной программе МВА базовым навыкам управления в кризис.

В Высшей школе менеджмента СПбГУ прошли краткосрочные программы для руководителей Сбербанка (51 человек для двух территориальных банков), РЖД (18 начальников экономических служб) и "Роснефти"(150 человек). "Роснефть", глава которой Сергей Богданчиков - член попечительского совета школы, заказала для 27 топ-менеджеров центрального офиса и руководителей "дочек""Роснефти "корпоративную MBA-программу. С апреля 2010 г. по март 2012 г. пройдет 12 учебных модулей, включая два зарубежных. "Это программа, полностью кастомизированная под потребности заказчика, она направлена на развитие лидерских компетенций, стратегического мышления и умения находить эффективные менеджерские решения, а также на изучение лучших западных практик в нефтяной сфере в условиях глобализации бизнеса", - рассказывает директор Центра корпоративных программ ВШМ СПбГУ Екатерина Карельская.

У "Роснефти "есть еще одна корпоративная MBA-программа - "Международный бизнес в нефтегазовой отрасли", организованная МГИМО, где на кафедре компании преподает Богданчиков, и Bodo Graduate School of Business (Норвегия). В октябре 2009 г. ее закончила вторая группа из 21 участника, сейчас учатся еще 23 топ-менеджера.

"В последние два года госкорпорации стали уделять значительно больше внимания обучению высшего руководящего звена", - отмечает ректор "Сколково"Андрей Волков. Клиентами школы в этом году впервые стали такие госкомпании, как ОАК, ОМЗ, Газпромбанк, "Сибур", сотрудники которых проходят предварительный отбор. Кроме того, компании инициируют отраслевые обучающие программы с участием госчиновников из Минфина, Мин природопользования, Минэнерго и МЭРТ. "Эпоха M&A и раздачи "дешевых"активов закончилась. Корпорации задумались об эффективности бизнеса. Для этого необходимо, чтобы 50-100 ключевых сотрудников одинаково трактовали стратегию, тактику и основные базовые технологии. Но свободных квалифицированных менеджеров на рынке нет - необходимо инвестировать в собственные кадры", - объясняет он эту тенденцию.

Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ, обращает внимание на невостребованность бизнес-образования:"Падение интереса к MBA в России связано с тем, что оно оказалось ненужным на практике. Если полученные знания еще могут как-то помочь в малом и среднем бизнесе, то крупные компании, особенно государственные, играют по своим особым правилам. Но я оптимист. В этом году менеджер РЖД на программе DBA писал у нас дипломную работу о том, как из сервисных подразделений типа вагоноремонтного депо сделать бизнес. С другой стороны, я верю в глобализацию и в то, что российским компаниям придется конкурировать на мировом рынке. Поэтому любые компании вынуждены учить своих сотрудников - ведь нужно же кому-то уметь правильно подготовить документы"

Рост везде

Спрос на обучение вырос не только в госкорпорациях, свидетельствуют данные последнего бенчмаркинга тренингового рынка Trainings INDEX. "В прошлом году 72% опрошенных компаний сократили бюджеты на обучение, в этом 48,1% говорят о его увеличении как минимум на 20%", - рассказывает директор проекта Trainings INDEX Екатерина Клестова-Надеева.