• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Герои корпоративных войн

Gazeta.ru. 18 декабря 2010

Опубликовано исследование самых громких корпоративных конфликтов 2010 года

Разбирательства между «Русалом» и «Интерросом», спор за контроль над «Ростелекомом» и борьба за ритейлера «Лента» – самые громкие корпоративные конфликты уходящего года по версии Высшей школы экономики. Споры были громкими и яркими, по накалу эмоций не уступая информационным войнам 1990-х.

Конфликт вокруг «Норникеля» между «Русалом» и «Интерросом» стал самым громким в 2010 году. Он оказался на первом месте по частоте упоминаний в федеральных СМИ – 1254 материала, отмечается в исследовании «Оценка публичной составляющей крупнейших корпоративных конфликтов 2010 года», подготовленной экспертами Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). Период мониторинга был выбран с 1 января по 7 декабря 2010 года.

Основные акционеры ГМК «Норникель» – «Русал» Олега Дерипаски и «Интеррос» Владимира Потанина – спорят за влияние в ГМК. «Стратегию информационной кампании «Русала» можно охарактеризовать как агрессивную и местами истеричную. Атаки «Русала» напоминали аналогичные информационные войны конца 1990-х, когда в ходу были рейдерские захваты», – пишут эксперты ГУ-ВШЭ.

«Компания Олега Дерипаски обращалась в надзорные органы, что в глазах общественности поставило ее в позицию безвинно пострадавшей, развязывала кампанию по дискредитации независимых директоров ГМК и даже недвусмысленно намекала на заинтересованность государства в решении проблем в пользу «Русала», напоминают авторы исследования.

По их оценке, действия «Интерроса» «вялые»: холдинг Владимира Потанина на начальном этапе конфликта проявил полную пассивность, «спрятавшись за спину ГМК», и перешел в информационную контратаку только тогда, когда публичное поле конфликта было «выжжено «Русалом». Впрочем, по итогам двух собраний акцинеров «Норникеля» «Русалу» не удалось провести всех своих представителей в совет директоров ГМК.

Вторую строчку в рейтинге бизнес-скандалов заняли акционеры «Связьинвеста» с борьбой за контроль и право распоряжаться бюджетом «Ростелекома», дочки «Связьинвеста», – 370 материалов в федеральных СМИ. Этот конфликт интересен тем, что случился в закрытой отрасли. Схлестнулись фонд Marshall Capital и бывший гендиректор компании Евгений Юрченко, который и предал конфликт огласке. Юрченко, возглавивший «Связьинвест» в феврале 2009 года для проведения его реорганизации, был несогласен с тем, что на пост главы «Ростелекома» (входит в «Связьинвест») назначили выходца из Marshall Capital (предполагается, что он будет владеть крупнейшим миноритарным пакетом «Ростелекома»).

«В конфликте, пусть и незримо, но участвовало государство в лице министерства», – подчеркивается в исследовании.

На третьем месте – конфликт между собственниками одной из крупнейших торговых сетей «Лента», о котором было 261 упоминание. Зато, по оценке ГУ-ВШЭ, это самый скандальный конфликт 2010 года. Он начался в мае 2010 года, когда опосредованно владеющий 44% «Ленты» инвестор Август Мейер уволил гендиректора сети Яна Дюннинга (ставленник фонда Luna Holding, представляющего интересы TPG и «ВТБ Капитала» и владеющего 30,8% акций). На его пост назначили Сергея Ющенко, миноритарного акционера компании. Но в августе произошла обратная смена гендиректора: в ЕГРЮЛ им вновь значится Дюннинг. Захват власти произошел с использованием силовых методов. В результате свой пост покинул глава московского офиса TPG Джеффри Финк. Он был против «силового захвата офиса «Ленты», полагая, что это сделает невозможным дальнейшую работу фонда TPG на постсоветском пространстве».

«Силовой захват офиса компании привел к тому, что в прессе звучали слова про возврат «к традициям рейдерских захватов 1990-х», – отмечается в исследовании ГУ-ВШЭ.

В пятерку самых громких дел также вошли разбирательства между акционерами нефтяной компании «Роснефть» и ее миноритарием Алексеем Навальным, который, ссылаясь на закон «Об акционерных обществах», требует предоставлять ему информацию о деятельности компании. Замыкает рейтинг конфликт между прежними руководителями компании «Полюс Золото» и владельцами компании KazakhGold.

Хотя конфликт между Навальным и «Роснефтью» не вошел в первую тройку, он стал примером того, как можно использовать социальные медиа в корпоративных спорах. «Роснефть» предпринимала действия в юридической сфере, но не в информационном поле. В результате, при активном участии Навального, компания приобрела имидж «государственного монстра», говорится в исследовании. Руководитель проекта ВШЭ Вадим Воробьев замечает, что еще более ярко роль соцсетей демонстрировал «наброс» Навального на «Транснефть», но эта история не подавалась как корпоративный конфликт.

Проанализировав конфликты, в ГУ-ВШЭ пришли к выводу, что, как правило, сделать конфликт публичным стремится та сторона, позиции которой слабы: склонение общественного мнения в свою пользу становится дополнительным шансом.

Инициаторы публичных кампаний выбирают агрессивную стратегию с большой эмоциональной составляющей. «Это не всегда ведет к успеху, однако имиджевые потери нападающей компании меньше, поскольку она первой занимает позицию пострадавшей», – заключил Воробьев.