• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Агенты модернизации

Российская газета. 4 февраля 2011

Потенциал сотен бизнес-сообществ остается невостребованным. Таков главный вывод исследования Института анализа предприятий и рынков ВШЭ о динамике развития отношений российских бизнес-объединений с государством.

К 15 апреля 2011 года все федеральные министерства и ведомства впервые представят на экспертизу Минэкономразвития проекты государственных программ, в которых "до копейки" распишут свои будущие расходы.

Об этом напомнил вчера заместитель директора департамента Минэкономразвития Артем Шадрин на "круглом столе" в Высшей школе экономики, где Институт анализа предприятий и рынков ВШЭ представил независимое исследование о динамике развития отношений российских бизнес-объединений с государством.

Основная полемика при этом свелась к обсуждению роли бизнес-сообщества в модернизации экономики страны, и чиновник призвал предпринимателей к совместной публичной оценке ведомственных программ. По его словам, новая процедура бюджетного планирования поможет не только сделать его открытым с точки зрения интересов бизнеса, но и уберечь с помощью конструктивной критики от неэффективных последствий. Тем самым Артем Шадрин несколько умерил горячность, с которой представители известных в стране бизнес-ассоциаций отстаивали свое право на обязательное согласование со стороны власти всех ее нормотворческих ведомственных решений для "профилактики" вредных результатов и некачественного государственного управления. В частности, тему отраслевого лоббизма обострил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, во многих странах ни одно ведомственное решение не проходит в жизнь без обязательного согласования с бизнесом. Для этого используются разные механизмы, в том числе и аккредитация отраслевых бизнес-объединений при органах власти. В России, кстати, такой опыт сегодня применяет пока что единственное минсельхоз, опираясь на Федеральный закон от 2006 года "О развитии сельского хозяйства". В законе есть статья, предоставляющая право сельхозпроизводителям участвовать в формировании и реализации государственной аграрной политики. Такой постоянный многолетний диалог, когда руководители бизнес-ассоциации участвуют в министерских коллегиях, подготовке проектов постановлений правительства, по мнению Злочевского, привел ко многим продуманным государственным решениям, включая ведение системы государственных зерновых интервенций, политики таможенных тарифов, в целом согласованности государственных программ с планами развития ведущих частных компаний. Коллегу-агрария на протяжении всей дискуссии поддерживал президент некоммерческого партнерства "айтишников" "Руссофт" Валентин Макаров, который, как он образно заметил, прыгает через головы различных чиновников профильного министерства, чтобы отстоять профессиональные идеи своего бизнес-сообщества. Однако в условиях "закрытости" ведомства это плохо удается. Кстати, наука в этом плане наступление представителей бизнеса поддержала. Главный вывод исследования, и это подчеркнул проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев, в том, что государство, и прежде всего на федеральном уровне, не использует в должной мере потенциал, накопленный несколькими сотнями действующих в России объединений предпринимателей, в которые входят до миллиона граждан. Авторы исследования, в частности, акцентируют внимание на том, что хоть опыт минсельхоза и заслуживает тиражирования, однако та самая 16-я статья закона о сельском хозяйстве лишена всяких обязательных норм, речь идет о добровольных нормах , то есть власть может как привлекать бизнес, так и не привлекать к совместной работе. "Подобный "волюнтаризм" характерен для модели консультативной системы, в которой решение о составе участников и предмете обсуждений остается за чиновниками", - подчеркивается в докладе.

Во-первых, камнем преткновения является критерий отбора бизнес-союзов, имеющих право на участие в формировании госполитики. По мнению Аркадия Злочевского, это - опасная тенденция: власть начинает "прикармливать" бизнес-союзы, в итоге принимаются решения, необходимые самой власти.

Точку в дискуссии все же поставил представитель Минэкономразвития. "Визирование" госполитики бизнес-ассоциациями - это слишком уж жестко", - вынес вердикт Артем Шадрин. Государство при этом, по его словам, сегодня максимально близко придвинулось к бизнесу.

Помимо того, что с сентября 2010 года в Минэкономразвития активно действует при участии бизнес-сообщества новый департамент по экспертизе всех ведомственных приказов и проектов и их возможном негативном влиянии на экономику.

В настоящее время государство делает ставку на развитие механизма коллективных проектов , которые представляют бизнес-ассоциации из различных секторов экономики.

Справка "РГ"

Наряду с "головными" предпринимательскими объединениями (РСПП, ТПП, "ОПОРА России, "Деловая Россия") в российской экономике с 2000-х годов сложилась группа из нескольких сотен бизнес-ассоциаций "второго эшелона". Количество участников - от 40-50 до 100-120 членов, на которые приходится от 20 процентов до 100 процентов выпуска отраслевой продукции. Финансовое обеспечение - работают за счет членских взносов, составляющих от 15 - 25 тысяч до 180- 200 тысяч рублей в год.