• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преодолеть третий этап

Гудок. 1 октября 2008

Концепция реформирования изначально предполагала отделение путевого хозяйства от самого механизма грузовых и пассажирских перевозок. Конкурентный сектор сложно было образовывать из частных операторов.

Сам по себе важен тот факт, что была образована компания "Российские железные дороги", которая была отделена от государственного управления. На мой взгляд, это правильный шаг, что компания начала работать как государственная монополия, но по коммерческим критериям.

Вообще в некотором смысле Владимиру Якунину и его предшественникам повезло, потому что тот план реформы, который с самого начала формировался, был рассчитан на спонтанное развитие событий, и если руководство следует за естественным развитием, то реформы получаются сами собой. Я подчеркну, что это не умаляет роли лидеров.

Но в то же время, если они следуют естественному движения и не стараются ему воспрепятствовать, то это достоинство. Не зря китайская мудрость заключается в том, чтобы не противиться нормальному развитию событий, а содействовать ему.

Концепция реформирования изначально предполагала отделение путевого хозяйства от самого механизма грузовых и пассажирских перевозок. Конкурентный сектор сложно было образовывать из частных операторов, а пути — это естественная монополия в государственной собственности. Особенность российского грузопотока такова, что в нём с точки зрения транспорта преобладают массовые грузы. Компании стали выходить на самостоятельную модель перевозок собственных грузов. Или брать вагоны в аренду у РЖД.

То есть появились частные операторы. В итоге мы получили большую долю грузооборота, которая приходится на частных операторов.

В то же время и РЖД сохранили определённую долю перевозок, значительная доля приходится на контейнерные перевозки. Но, на мой взгляд, конкуренции не получилось. Не заработал механизм рыночного ценообразования и вряд ли быстро заработает.

В других странах значительную роль играет конкуренция железнодорожного транспорта с автомобильным. Но в нашей стране с её огромной территорией у РЖД есть преимущество по преодолению более дальних расстояний в отличие от автомобильного транспорта.

Таким образом, поскольку никто не сопротивлялся естественному развитию, мы видим, что основные идеи реформы реализованы. Инфраструктура работает как естественная монополия под управлением РЖД.

Значительная часть грузов перевозится частными операторами. Сейчас РЖД на третьем этапе реформирования, и главная трудность — его преодолеть.

Добавлю ещё, что компания своевременно отложила выход на биржу своих дочерних предприятий — "ТрансКонтейнера" и "Рефсервиса". В 2008 году целый ряд компаний из многих развивающихся стран отложил выход на биржу из-за опасений, что инвесторы не заинтересуются их акциями. Да и к тому же российские государственные компании итак перебрали с привлечением средств. Сегодня нужно искать другие источники привлечения средств, прежде всего у себя.