• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из фискальной пушки по воробьям

Независимая газета. 11 декабря 2008

Статья директора Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрея Яковлева.

После долгих дискуссий между экономическими ведомствами правительство объявило о том, что вопрос об НДС отложен до будущего года. Тем не менее сокращение налогового бремени — и в первую очередь снижение НДС — по-прежнему рассматривается многими экспертами как один из главных факторов поддержания экономического роста.

С абстрактной теоретической точки зрения выступления за снижение налогов правильны и бесспорны — любой бизнес всегда предпочтет более низкие налоги более высоким, а сокращение налогового бремени при прочих равных условиях будет стимулировать предпринимательскую активность. Если же с общетеоретических и макроэкономических высот мы опустимся на уровень фирм и рынков (поскольку налогообложение фирм всегда было важным элементом курса микроэкономики) и посмотрим, что представляет собой российский бизнес, все станет не столь очевидным.

По уровню эффективности в обрабатывающей промышленности Россия заметно отстает от стран конкурентов. Производительность труда у нас примерно в 3 раза ниже, чем в ЮАР, в 2 раза ниже Польши, в 1,5 раза — в сравнении с Бразилией. Что на самом деле является проблемой — высокие налоги или низкая эффективность российских компаний?

В транспортном машиностроении производительность труда для 20% лучших и 20% худших фирм различалась в 11 раз, в легкой промышленности — в 16 раз, а в деревообрабатывающей и пищевой промышленности — в 24 раза.

На практике это означает, что даже в рамках одной и той же отрасли мы имеем дело с совершенно разными экономическими агентами. Часть из них, создающая добавленную стоимость в размере 2000 руб. в месяц на одного работника, в экономическом смысле уже давно должна была умереть. Тем не менее в силу разных причин эти фирмы продолжают существовать. Другая часть, напротив, уже сегодня является вполне конкурентоспособной по международным стандартам.

Снижение НДС в принципе означает расширение платежеспособного спроса в частном секторе экономики. Как оно отразится на разных категориях наших фирм, на порядок различающихся по уровню эффективности? Для нижнего квантиля предприятий (худших 20%) в каждой из отраслей снижение НДС еще на какое-то время продлит "жизнь после смерти". Эти предприятия в значительной степени представляют собой уже не экономическую, а социальную проблему, у них нет ресурсов для реструктуризации и подобная "общетерапевтическая" мера их ни от чего уже не вылечит. Здесь, скорее, нужны специальные программы вывода таких предприятий с рынка с минимизацией связанных с этим социальных издержек, реализуемые совместно федеральными и региональными властями, а также параллельные комплексные проекты по развитию малого и среднего бизнеса в этих регионах.

Для верхнего квантиля эта мера едва ли является критичной. У них практически отсутствуют спросовые ограничения. И действительно, как показало исследование ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, успешные фирмы в России сталкиваются с другими проблемами — например, такими, как выделение земельных участков под новые производственные объекты или сроки и процедуры согласования инвестиционных проектов (которые могут длиться по два-три года).

А вот тех "среднестатистических" фирм, которые преобладают в зрелых рыночных экономиках и на которых действительно могло бы позитивно подействовать снижение НДС, у нас просто слишком мало. В результате получается, что из пушки (под названием "снижение НДС") мы будем стрелять по воробьям.

Все сказанное выше не отрицает того факта, что есть отрасли, для которых существующая налоговая нагрузка может быть критичной (в силу их собственной недостаточной эффективности) и которые одновременно являются критичными для страны. Например, можно говорить о машиностроении. Но, может быть, тогда и нужно обсуждать не снижение НДС, а проблемы развития машиностроения? Причем не машиностроения вообще, а его конкретных подотраслей — включая анализ их конкурентных позиций на отечественном и мировом рынке, выделение целевых индикаторов их развития, а также определение возможных форм государственной поддержки и критериев ее предоставления, механизмов защиты от конкуренции, сроков, в течение которых будут действовать эти формы поддержки и защитные механизмы.