• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закат либерального капитализма

Независимая газета. 18 декабря 2008

Преподаватели Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ разработали рекомендации по ведению бизнеса в условиях кризиса.

Глобальный кризис по-настоящему еще не затронул экономику России, однако в будущем году страну ожидают тяжелые испытания. Ученые-экономисты предупреждают — рецессия продлится 1,5—2 года и еще 2—3 года понадобится на восстановление экономики. В этих условиях они предлагают бизнесу свои рецепты по выживанию.

Преподаватели Высшей школы менеджмента (ВШМ) Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), выполняя просьбу топ-менеджеров и владельцев российских компаний, которые проходят обучение в вузе по программе Executive MBA, разработали рекомендации по ведению бизнеса в условиях кризиса. Вчера декан ВШМ Сергей Филонович, его заместитель Игорь Липсиц, профессор ВШЭ Николай Берзон представили журналистам свои рекомендации, в которых содержатся экспертные оценки, прогнозы и практические советы бизнесу.

В частности, авторы констатируют, что глубина и продолжительность кризиса в России определяются сырьевым характером отечественной экономики. Это предопределяет зависимость нашей страны от положения дел в развитых экономиках мира — США, Евросоюза, Китая. Из чего следует вывод, что если рецессия на Западе окажется затяжной, а экономика КНР замедлит свой рост, то больнее всего это ударит по странам, экспортирующим сырье.

При этом, предупреждают экономисты ВШМ, реально кризис в российской экономике развернется в 2009 году.

Эксперты ставят под сомнение обоснованность прогноза Всемирного банка по росту ВВП России — около 3% в будущем году. "В общих чертах понятны потери компаний фондового рынка, девелоперов и их поставщиков, ритейлеров. Эти потери в пересчете на 2009 год не коррелируются с предположением о 3-процентном росте российской экономики, а сулят скорее падение ВВП", — отмечается в документе. Финансовый кризис перейдет на реальный сектор экономики. В отраслях, работающих на строительную индустрию, в металлургии, возможно падение производства на 20—30%. На потребительском рынке к лету 2009 года падение по ряду товарных групп может достигнуть 40%. По оптимистическому прогнозу продолжительность кризиса в России оценивается в 1,5—2 года, после чего начнется медленное восстановление экономики, которое, в свою очередь, займет 2—3 года.

В этих условиях бизнесу предлагается формально остановить действие стратегии развития компании, приняв вместо нее краткосрочную стратегию и разработав антикризисный план действий, чтобы за оставшееся время подготовиться к дальнейшему ухудшению условий ведения бизнеса. Оборонительные меры носят классический характер — подготовка компании к сжатию рынка, к снижению доступа к финансовым ресурсам и их удорожанию и к росту инфляции.

Впрочем, кризис — не только потери, но и приобретения, считают авторы. Например, они предлагают именно в это время заняться поиском квалифицированных кадров как у своих ближайших соседей-конкурентов, так и на рынках труда развитых стран. Кроме того, самое время заняться скупкой подешевевших активов компаний, приобретение которых целесообразно для расширения собственного бизнеса.

Одним из последствий кризиса станет существенное усиление роли государства в регулировании финансовых рынков. Мягкая национализация пройдет под знаменем спасения некоторых предприятий, а в качестве платы государство возьмет пакеты акций, превратившись в крупнейшего собственника. Причем это будет характерно не только для России, но и для всех развитых стран. В результате закончится эпоха либерального капитализма и начнется эра государственного капитализма.

Еще одной доминантой на время кризиса, неразрывно связанной с государством, станет предпочтительное положение предприятий, работающих с госзаказами, а также компаний, ориентированных на внутренний рынок и способных предложить недорогую альтернативу импортным товарам и услугам. С учетом дефицита кредитных ресурсов несомненные преимущества перед конкурентами будут иметь предприятия, способные покрывать свои потребности за счет собственных средств. Однако ученые предупреждают, что кризис доверия в банковском секторе начал возрождать бартерные сделки в реальном секторе экономике.

Для того чтобы бизнес мог выжить в условиях рецессии, ученые предлагают владельцам пять победных маркетинговых стратегий: снизить издержки и вывести на рынок более дешевые товары и услуги; создать возможности для улучшения потребительского опыта при использовании товаров и услуг компании; внедрять инновационные модели бизнеса; вывести на рынок товар улучшенного качества, способный порадовать клиентов в период кризисной депрессии (например, конфеты "А.Коркунов" были выведены на рынок осенью 1998 года); уход в нишу рынка для обслуживания клиентов с особыми запросами и меньшей чувствительностью к цене. В отношении персонала стратегия поведения бизнеса может быть разной. На недефицитном рынке труда можно пойти на существенное сокращение штатов, тогда как на дефицитном целесообразно позаботиться о сохранении персонала.