• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я бы строить дом пошел, пусть меня научат

OPEC.RU. 15 апреля 2008

По оценке экспертов, особенностью российского образования является его развитие в условиях несбалансированности рынка труда и самих образовательных услуг. Образовательные стандарты не всегда успевают быстро и своевременно реагировать на уровень развития современных технологий и компетенций. В результате, с одной стороны мы имеем плохо ориентирующегося в производственном процессе выпускника, а с другой – бизнес-структуру, которая вынуждена переучивать «готового специалиста».

11 апреля в конференц-зале Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялся брифинг по вопросам участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. Об основных достижениях РСПП в этой сфере рассказали президент РСПП Александр Шохин, исполнительный вице-президент РСПП Андрей Свинаренко и генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификации» РСПП Александр Лейбович.

 

Бизнес-структуры и образовательные стандарты

Как заметил в начале встречи г-н Шохин, сегодня образовательные стандарты должны отвечать двум критериям: требованиям времени и задачам развития страны. Наибольшей эффективности в этом вопросе можно добиться только при тесном сотрудничестве работодателей с системой образования. Ведь именно союзы работодателей способны четко сформулировать требования к специалистам, в которых заинтересован современный бизнес.

В нынешнем году РСПП собирается провести экспертизу более 250 таких образовательных стандартов.

- Уже полтора года в рамках РСПП действует национальное агентство развития квалификации, которое активно занимается разработкой профессиональных стандартов, - уточнил Александр Шохин. - В нескольких отраслях наши проекты запущены и предстоит серьезная работа по созданию профессиональных стандартов и требований к компетенции работников в различных отраслях и профессиональных группах. Кроме того, помимо профессиональных образовательных стандартов мы собираемся разрабатывать системы оценки соответствия.

С этой целью в различных регионах страны будут создаваться центры сертификации. Их главная задача будет заключаться в состыковке работы объединений работодателей и системы профессионального образования.

- Центры сертификации будут действовать по принципу сдачи экзаменов на водительские права, – заметил руководитель РСПП. - Главное, объем компетенций, которые ты можешь доказать. А мы, в свою очередь, должны давать ориентировки по системе обучения, доучивания и т.д.

 

И все-таки она вертится

- Кстати, у нас уже есть соглашение с Минобрнауки о том, что РСПП готовит профессиональные стандарты, которые являются авторитетнейшим основанием для разработки новых проектов государственных образовательных стандартов, - подхватил вице-президент РСПП Андрей Свинаренко. -  Это одна сторона взаимодействия. Вторая заключается в том, что все государственные стандарты профессионального образования приходят к нам на экспертизу.

К сожалению, в настоящий момент требования профессиональных стандартов не в полной мере учитываются при составлении образовательных программ. Такое положение дел не может удовлетворять ни одну из сторон – ни выпускников, ни бизнес, который в этих выпускниках нуждается. Отсюда проблема: выпускники не работают по специальности.

- Недавно я был в командировке в Новгороде. И губернатор Сергей Митин сказал мне, что в этом году аж целых три выпускника Новгородского сельскохозяйственного института пошли работать по специальности, - привел показательный пример из жизни г-н Свинаренко. – Проблема такая существует и при нынешней системе традиционного профессионального образования решить ее невозможно.

- Хотел бы добавить, - вступил в разговор г-н Лейбович, - что наша активная позиция по данным вопросам опирается на то, что реально было сделано РСПП за последний год. Нам удалось создать достаточно прозрачный механизм легализации профессиональных стандартов, которые должны рассматриваться как основа в системе профессионального образования. По трем направлениям работа уже практически закончена. Мы утвердили систему профессиональных стандартов для ресторанного бизнеса.

- Общественного питания, - мягко поправил его Александр Шохин.

- Да, конечно, для учреждений общепита, – поспешил согласиться г-н Лейбович. – Также завершен проект системы профессиональных стандартов для IT-области. И надеемся, что на следующей неделе будет принята подобная система в области менеджмента для управляющих.

 

Право первой ночи

Молодые специалисты и компании должны встречаться еще задолго до того, как первыми будет получен диплом. Ведь при приеме на работу от соискателя чаще всего требуется хотя бы минимальный опыт работы на производстве. А где его взять вчерашнему студенту?

Бизнес же будет инвестировать в систему образования только в том случае, если рассчитывает на определенные дивиденды, то есть на получение специалиста, который сразу сможет влиться в производственный процесс.

- У нас все еще присутствует отношение к бакалавру как к недоучившемуся специалисту, а к магистру - как к переучившемуся, - посетовал президент РСПП. – А ведь важно, чтобы в рамках бакалавриата осуществлялась производственная квалификация.

И уточнил, что во всем мире существует практика, когда между бакалавриатом и магистратурой есть небольшая, так называемая, производственная часть. В этот период времени люди еще и зарабатывают деньги на то, чтобы продолжить обучение. Но для этого бакалавриат должен давать соответствующие навыки и компетенции. Следовательно, в идеале ответственность за систему стандартов профессионального образования должно на себя брать не только профессиональное, но и бизнес-сообщество.

- Являясь президентом ГУ-ВШЭ, я должен сказать, что у нас в Вышке такие технологии приветствуются, - заметил г-н Шохин. - Ведь многие компании инвестируют вполне конкретно. Так и должно быть. Деньги вложил, можешь отбирать студентов на практику «по праву первой ночи». Затем, уже после 3 курса, пусть студенты начинают работать в твоей компании в режиме half-time. Главное, чтобы это не сказывалось на учебе.

В таком случае появляется возможность диалога со студентами. И те, в свою очередь, сами начинают понимать, какие именно знания и навыки им необходимы. Благодаря этому впоследствии выпускникам будет намного легче ориентироваться на рынке труда.

 

Что делать с эмоциональным интеллектом?

Но ведь не только профессиональные навыки определяют качество квалификации специалиста. Существует и такое понятие, как эмоциональный интеллект - набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды. Нет ли здесь опасности, что с учетом всех требований работодателей при организации учебного процесса будет страдать воспитание эмоционального интеллекта.

- Конечно, мы добиваемся того, чтобы образовательные стандарты и программы в обязательном порядке учитывали квалификационные требования работодателя. Но не стоит забывать, что сами образовательные стандарты и программы суть две половины целого. Вторая половина состоит из педагогики, психологии и т.д., - заметил г-н Свинаренко.

- Работник – это не чистый функционал, потому во многих компаниях при приеме на работу проводится психологическое тестирование, - поддержал его г-н Шохин.

- Поэтому одна из проблем, которую мы можем решить с помощью предлагаемой системы мер, – закончил г-н Лейбович, - это получение уверенности выпускников в своих возможностях и, соответственно, расширение своего потенциала на рынке труда. Вместе с дипломом выпускник будет получать прозрачную квалификацию и доверие к этой квалификации среди работодателей.