• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Докризисный рейтинг

Понедельник (Тольятти). 8 декабря 2008

Профессор Высшей школы экономики Иван Родионов: "Наш бизнес — зажравшийся, ленивый и необученный".

Так исторически сложилось, что рейтинг "100 крупнейших предприятий Тольятти" газета "Понедельник" подсчитывает в который раз по итогам прошлого года. То есть в нашем случае — докризисного 2007-го, который в обозримом будущем должен стать вершиной, до которой российский бизнес сумел подняться за восемь лет нефтяного денежного дождя.

Доска почета

Доктор экономических наук, эксперт OPEC, председатель Попечительского Совета "Венчурного инновационного фонда", профессор Высшей школы экономики Иван Родионов, с которым автору довелось пообщаться несколько дней назад, высказал свое мнение о российских властях и бизнесе весьма жестко: "Восемь лет высоких цен на нефть мы использовали бездарно. То, что сейчас делает наше правительство, — несистемные, нерациональные толчки, которые ни к чему не приводят. Такое впечатление, что они сейчас друг другу компенсируют собственные потери… Наш бизнес — зажравшийся, ленивый и необученный. Честно говоря, я считаю, что наш бизнес должны захватить американцы или хотя бы китайцы с европейцами, наши бизнесмены настолько ленивы и привыкли жить за счет потребителя, что просто не имеют морального права на жизнь". Этот рейтинг "ПН" — своеобразный список рекордов того, что нам, в Тольятти, удалось достичь за благоприятнейшее для российской экономики время, потому что то, что будет дальше, никому точно не известно. Прогнозы пока расходятся между "плохо" и "очень плохо".

Да и успехи тольяттинского бизнеса в благополучном 2007-м не самые радужные. Выручка первой сотни нашего бизнеса выросла в прошлом году чуть меньше, чем на 4%. По сути, если считать с поправкой на инфляцию, — упала. И если выручка большой химической тройки (Тольяттиазот, КуйбышевАзот и Тольяттикаучук) выросла в пределах 13—35 %, то АВТОВАЗ выручил лишь на 1,5% больше, впрочем, оставшись при этом в прибыли. Вслед за ВАЗом не показывают прекрасной динамики и крупнейшие поставщики, и дилеры, составляющие также львиную долю в городской экономике. У многих выручка вообще упала, многие показали весьма скромную динамику.

Есть и приятные исключения из общей картины замедления и остановки роста тольяттинского бизнеса. Приятный и неожиданный рост показала непрофильная для Тольятти промышленность: выручка испытывавшего многие годы проблемы предприятия "Трансформатор" выросла на 75%, Волгоцеммаша — на 24%.

Серьезного роста добились практически все местные "пищевики". Выручка ОАО "Жито" подросла в 2,5 раза, ООО "Тольяттимолоко" — почти в 3 раза. Давно и стабильно работающий завод "Данон-Волга" выручил на 52% больше предыдущего года. Выручка "Тольяттихлеба" подросла на 30%, винзавод "Тольяттинский" продолжает активный рост, его выручка за 2007-й поднялась на 130%. ОАО "Овощевод" выручило на 57% больше уровня предыдущего года.

Следующий рейтинг, за 2008 год, по инерции, еще не покажет серьезного разворота к стагнации. А вот что нас ждет в будущем, мы будем наблюдать и участвовать в этом в самые ближайшие месяцы.

Что делать

Как сказал один знакомый бизнесмен, "халявных бабок не осталось, теперь только геморройные". Впереди тяжелые, совершенно не радужные времена, выжить в которые без эффективного управления да еще и с армией кровососов-посредников, присосавшихся к шее крупного бизнеса, теперь уже будет сложно. Россияне не научились и не подготовились быть независимыми от нефти, а между тем цена на нее может рухнуть (вместе со всей российской экономикой) на несколько лет.

Что будет дальше, прогнозировать трудно, россияне станут поприжимистее с тратами, и с точки зрения автобизнеса это не очень хорошо. Уже сейчас серьезно просели продажи самых массовых иномарок на 20—50 %. Прогнозируется, что АВТОВАЗ столкнется с самой серьезной в своей истории проблемой с реализацией продукции. Если раньше на быстро растущем рынке хватало места для всех: и для недорогих иномарок, и для автомобилей ВАЗ, который всегда продавал все, что смог произвести, — то падающий рынок будет особенно жесток и высококонкурентен.

Быстро и безболезненно перестроиться, очевидно, не удастся. Остается только подстелить побольше соломки, благо АВТОВАЗ не только крупнейший автопроизводитель, но и важный социальный бизнес, занимающий более 1,5 млн человек в России. Социальная напряженность государству не нужна, и ВАЗу помогают и помогут еще.

Кроме того, несмотря на кризис, чиновники Самарской области обещают, что "Пирелли" не откажется от планов по строительству в Тольятти завода по производству автомобильных шин, мощностью 4,2 млн покрышек в год (хватит на все автомобили, выпускаемые АВТОВАЗом за год) и стоимостью 250 млн евро. Даст бог, прорвемся и перетерпим, а там авось и цены на нефть снова начнут расти.