• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Время реформ настало

Эксперт - Северо-Запад. 9 марта 2009

Неспособность государства бороться с этими злоупотреблениями во многом объясняется институциональным дефектом — установившейся в России семейно-клановой моделью капитализма, описанию которой было посвящено выступление доцента Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики — Ивана Розмаинского.

По мнению участников конференции «Леонтьевские чтения», немедленные институциональные реформы — единственный для России способ выйти из кризиса в относительно короткие сроки и с наименьшими потерями

Нынешний кризис подтвердил правоту тех, кто во времена нефтегазового благополучия безуспешно призывал российские власти проводить институциональные реформы. Экономика страны быстро утратила все свои преимущества, рекордные темпы роста сменились столь же рекордными темпами падения (промышленность в январе 2009 года «упала» на 16%), несмотря на опять же рекордный объем господдержки экономики (более 15% ВВП).

Сейчас уже не только независимые политики и экономисты, но и специалисты из госструктур вновь призывают власти срочно заняться реформами. Это было лейтмотивом выступлений большей части участников VIII Ежегодной конференции из цикла «Леонтьевские чтения» — «Актуальные экономические проблемы России», проходившей 27−28 февраля 2009 года в Санкт-Петербурге.

Семейно-клановый капитализм

Необходимость институциональных реформ участники конференции обосновывали серьезными дефектами, накопившимися в стране к началу кризиса. Так, по мнению старшего научного сотрудника Академии управления МВД России Юрия Латова, впору заботиться уже не столько об экономической безопасности нефтегазового комплекса России (так заявлена тема доклада Латова), сколько о защите страны от нефтегазового комплекса (НГК). Наряду с доходами российский НГК создает высокие угрозы и риски для экономической безопасности России. Они обусловлены тремя основными обстоятельствами: деятельность организованных преступных групп, опасность сырьевой специализации как таковой и вероятность истощения или обесценения нефти и газа. Согласно данным департамента экономической безопасности МВД, НГК лидирует среди отраслей по масштабам экономических преступлений: в «рекордном» 2005 году он нанес стране ущерб в размере 631,5 млрд рублей, что превысило 12% федерального бюджета и составило 2% российского ВВП.

Неспособность государства бороться с этими злоупотреблениями во многом объясняется институциональным дефектом — установившейся в России семейно-клановой моделью капитализма, описанию которой было посвящено выступление доцента Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики — Ивана Розмаинского. По его мнению, характерные черты этой модели вытекают из ее родоплеменной природы: отсутствие единого правового поля (разделение на чужих и своих), информационная непрозрачность, низкая степень взаимного доверия среди агентов, высокие административные барьеры входа на рынки, высокая доля теневого сектора, заниженная оценка будущего, например в виде инвестиционной близорукости. Эта модель сложилась еще в середине 1990−х годов и с тех пор, по мнению Розмаинского, не претерпела радикальных изменений, просто олигархическая ее разновидность трансформировалась в бюрократическую — власть в политике и экономике перешла от клановых бизнесменов к клановым чиновникам. Как доказывает Иван Розмаинский, эта модель установилась не в силу особенностей российского менталитета, а по конкретным институциональным причинам: государство оказалось не способно исполнять главное свое предназначение — обеспечивать выполнение контрактов между общественными агентами, и эту необходимую обществу функцию взяли на себя семейно-клановые отношения. Беда в том, что характерные черты этой модели препятствуют быстрому и устойчивому экономическому росту, основанному на инновациях.

Закономерная неконкурентоспособность

Накопившиеся дефекты сделали Россию неконкурентоспособной на мировом рынке, уверен генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов. Он обосновал это утверждение в своем выступлении, основанном на последнем ежегодном докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность». По многим важнейшим показателям (эффективность рынка труда, макроэкономическая стабильность, система высшего образования, уровень развития инноваций) конкурентоспособность России ниже ее общего 51−го места в рейтинге ВЭФ. Основными ограничителями конкурентоспособности России ВЭФ считает продолжающуюся деградацию государственных и общественных институтов, резкий рост присутствия государства в экономике при снижении качества управления, консервацию неэффективности экономики и низкой производительности труда, неразвитость финансовых рынков.

Изменить ситуацию, по мнению выступавших на конференции, можно только путем последовательного проведения радикальных институциональных реформ, прежде всего — в правовой сфере. Помимо российской специфики необходимость этих реформ диктуется самой природой нынешнего мирового кризиса, вызванного принципиальными дефектами мировой финансовой системы. Этой теме посвятил свой доклад известный польский экономист, председатель наблюдательного совета Центра социально-экономических исследований (CASE) Марек Дамбровски. По его мнению, «России больше всего нужны реформы государственных институтов, уменьшение репрессивной роли государства, расширение свобод — как экономических, так и гражданских. Вся современная история свидетельствует о том, что без этого нынешняя государственная машина не будет эффективно работать».

«Как говорил Арнольд Тойнби, — процитировал известного английского историософа Юрий Латов, — эффективный ответ появляется только тогда, когда возникает достойный вызов. Есть надежда, что в условиях нынешнего кризиса институциональные реформы в России станут необходимыми, а не только возможными».