• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На слитых колесах

Газета.Ru. 12 марта 2009

Эксперт Высшей школы экономики Генрих Пеникас: "Национализация автоконцернов — один из вероятных сценариев развития событий".

Вчерашние злейшие конкуренты сегодня подумывают о слиянии. В кризис автомобильные компании рассчитывают сообща экономить на разработке новых моделей, поднимать цены на уже существующие машины и более эффективно диктовать свои условия поставщикам компонентов.

Экономический кризис заставляет автопроизводителей поспешно пересматривать свои планы. Спрос на автомобильном рынке стремительно падает, компании несут убытки. Они закрывают заводы, увольняют людей и просят свои правительства о помощи. И вот уже вчерашние конкуренты приступают к переговорам о возможном слиянии.

Зарубежные СМИ сообщают о грядущем объединении двух крупнейших компаний Франции: Renault и PSA Peugeot-Citroen.

Такая информация распространилась среди французских инвесторов, в результате чего акции обеих компаний тут же выросли в цене, сообщает агентство Bloomberg. Впрочем, в пресс-службах автопроизводителей пока эту информацию опровергают.

В то же время немецкие автоконцерны Daimler и BMW договорились о том, что выкупят друг у друга по 7% акций, пишет немецкий журнал Der Spiegel. По данным издания, этот обмен лишь начало для дальнейшего сближения двух компаний. Вместе они рассчитывают по более выгодным ценам закупать комплектующие. Другими словами, в ближайшее время в автомобилях этих марок станет больше одинаковых узлов и комплектующих.

Программа по снижению издержек предусматривает закупку деталей на сумму более $50 млрд.

Впрочем, эксперты считают, что причиной для объединения немецких компаний могла стать не просто необходимость сэкономить. «В Германии ситуация особая. По аналогии с банковской системой, можно предположить, что компании готовятся к тому, чтобы перейти под крыло государства. Национализация автоконцернов — один из вероятных сценариев развития событий, если принять во внимание долги обеих компаний», — считает эксперт ГУ «Высшая школа экономики» Генрих Пеникас. Он отмечает, что в данном случае риск, который возникает от объединения, больше, чем выгода. С одной стороны, сообща компаниям будет проще устанавливать цены на машины. Но проблема в том, что они обе работают в одном ценовом сегменте. У каждой есть в арсенале и высокие технологии, и эффективно работающее оборудование. То есть польза от обмена технологиями невелика. Но вместе с тем на одной территории возникает два очень похожих производства.

В условиях низкого спроса им обоим на рынке может просто не хватить места.

А вот французский союз экспертам кажется более жизнеспособным. «Тут тоже объединяются компании, которые работают в одном сегменте. Но альянс между Renault и Peugeot-Citroen может оказаться более эффективным, — замечает эксперт. — Дело в том, что в данном случае на самом деле объединяются не две компании, а четыре или даже пять. У Peugeot-Citroen есть японский партнер — Mitsubishi, а у Renault партнер по альянсу Nissan и контрольный пакет российского «АвтоВАЗа». Таким образом, за счет партнерства компании не просто получают доступ к новым технологиям, но и к новым рынкам.

Заводы находятся по всему миру, и за счет грамотного управления производством сообща они смогут достаточно заметно укрепить свои позиции сразу на нескольких крупных рынках».

Сами производители уверены, в ближайшие два года автомобильный мир ждет целая серия слияний. По мнению президента группы Fiat Серджио Маркионне, после кризиса «выживет лишь небольшая горсточка крупных фирм». «В итоге мы можем получить такое будущее, где всемирным балом будут править несколько крупных игроков. Один американский автогигант, один немецкий такого же размера, франко-японский союз — возможно, с представителем от Соединенных Штатов, еще по одному «японцу» и «европейцу», а также китайские производители в лице одной большой компании», — заявил Маркионне в интервью Automotive News Europe.