• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В российском автопроме могут начаться банкротства

Альянс Медиа. 15 марта 2009

По прогнозу научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, кризис может привести к полному закрытию "АвтоВАЗа" и волнениям на предприятии.

Новолипецкий металлургический комбинат может инициировать банкротство "Группы ГАЗ". Просроченная дебиторская задолженность группы НЛМК составляет на сегодняшний день 1,5 млрд руб., в том числе 1 млрд руб. приходится на группу "ГАЗ", сообщил на брифинге основной владелец и председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин.

По его словам, на сегодняшний день поставки металлопроката для группы "ГАЗ" не производятся, задолженность не ликвидируется. "Придется банкротить", — сказал В.Лисин.

Кроме того, ГАЗ допустил техдефолт по облигациям на 5 млрд рублей, а общая сумма задолженности предприятия достигла 45 миллиардов рублей. Ранее иск в Арбитражный суд против ГАЗа подал также Магнитогорский металлургический комбинат.

В списке неплательщиков металлургов числятся также "АвтоВАЗ" и "КАМАЗ". Наиболее сложное положение сложилось на "АвтоВАЗе". По оценке экспертов, по итогам 2008 г. автогигант получит убыток в 6—6,5 млрд руб. Задолженность "АвтоВАЗа" перед поставщиками превышает 10 миллиардов рублей, в связи с чем руководство автозавода пошло на вексельные схемы расчетов со смежниками, что, в свою очередь, привело к конфликтам и остановке конвейера. Общая задолженность "АвтоВАЗа" по кредитам, большинство из которых краткосрочные, оценивается в 40 миллиардов рублей.

По мнению управляющего директора AG Capital Александра Агибалова, в 2009 г. размер убытков "АвтоВАЗа" вряд ли удастся уменьшить, так как размер безубыточности предприятия соответствует производству 450 000—500 000 тысяч автомобилей в год. Согласно планам руководства АвтоВАЗа, в 2009 году намечено выпустить 590 тысяч автомобилей и машинокомплектов. При этом в официальном заявлении "АвтоВАЗа" говорится о помесячном планировании объемов производства, а также о том, что информация о годовом объеме носит исключительно оценочный характер.

По оценке заместителя директора аналитического агентства АВТОСТАТ Сергея Удалова, объем производства АвтоВАЗа будет корректироваться ежемесячно и зависеть от спроса и ситуации на рынке. "Если рынок будет проседать, то планы будут корректироваться в сторону уменьшения. Сейчас трудно сказать, какая цифра производства наиболее реальная — заявленная "АвтоВАЗом" 590 тысяч или вдвое меньшая. Нельзя исключать и пессимистический сценарий".

В январе конвейер АвтоВАЗа не работал в связи с объявленными автогигантом каникулами. В феврале при наличии перебоев в работе конвейера производство АвтоВАЗа оценивается менее чем в 30 тысяч машин. В марте автогигант планирует выпустить 32 тысячи автомобилей, в апреле — 25 тысяч, в мае — 27 тысяч. При такой динамике фактический годовой объем производства АвтоВАЗа будет стремиться к 360 тысячам автомобилей, что вдвое меньше заявленного на 2009 год и более чем втрое меньше выпущенного в 2008 г.

По прогнозу научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, кризис может привести к полному закрытию "АвтоВАЗа" и волнениям на предприятии. А по мнению президента банка "Российская финансовая корпорация" Андрея Нечаева, государство больше не должно вкладывать деньги в "черную дыру" отечественного автопрома.

Между тем прецедент банкротства в сфере российской автопромышленности появился еще в феврале 2006 г., когда Арбитражный суд Москвы признал банкротом ОАО "Москвич". В нынешний же период кризиса, по данным исследования KPMG, банкротств ожидают 77% автопредприятий в мире.