• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как читать новости во времена коронавируса

Как читать новости во времена коронавируса

© iStock

Аккуратно пользоваться новостным потоком надо вне зависимости от внешних факторов, однако кризисные обстоятельства делают грамотное потребление информации обязательным. Особенно когда информационный взрыв и торжество мобильных технологий делает практически любого желающего не только потребителем, но и производителем и распространителем массовой информации.  

Согласно старой шутке, бегущий полковник в мирное время вызывает смех, а в военное – панику. Если помнить о том, что информация сегодня главное оружие, то новость по своему рангу не меньше полковника из шутки, и относиться к ней стоит также серьезно, как и к поведению старшего офицера.

Запаниковать очень легко. Например, увидев очередную двунадесятую ссылку о том, что в магазинах кончается туалетная бумага, гречка и гель для душа с экстрактом можжевельника. Или, например, словить синдром студента второго курса медицинского института, найдя в сети очередное описание вируса и тут же убедиться, что болезнь уже пришла. Или прочитать трагическое описание бедствия в другом городе на другом континенте и тут же предельно живо представить, как это все будет происходить на соседней улице.

Считается, что в кризисных обстоятельствах количество новостей растет. Это и так, и не так: растет объем информации, касающейся самого актуального и востребованного потребителем продукта – в данном случае новостей о пандемии. Эти новости вытесняют другие, менее существенные, которым еще два месяца назад уделялось бы куда больше внимания. Одна кризисная тема занимает места столько же, сколько три-четыре докризисных. Соответственно растет количество непроверенного, не до конца верифицированного и просто ложного.

Как ориентироваться в этом потоке? Центр медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ подготовил небольшую памятку:

  1. Брать новости только из вызывающих доверие источников – тех, что проверены временем и опытом. Доверительные отношения между потребителем медиа и источником информации складываются долго. Кризис дает возможность протестировать их на прочность и адекватность. Даже если источник новостей будет ошибаться или опаздывать, это все равно лучше, чем наобум искать новые каналы информации. После кризиса можно соотнести адекватность привычных источников новостей с реальностью и, возможно, сделать выводы.

  2. Не расширять без необходимости круг интересов по текущей теме. Сопоставить жизненные приоритеты с информационным потоком. Если хочется знать про личную безопасность и безопасность своей семьи – искать новости из проверенных источников по этой теме, оставив другим беспокоиться о продажах продуктов первой необходимости в Северной Калифорнии. Если беспокоит бизнес и перспективы какой-то отрасли, то смотреть за этим и не отвлекаться на блог о пользе чесночных приправ и бритья бороды. Количество информации, которое получается усвоить без проблем, ограничено, не стоит расширять круг кризисных интересов без нужды.

  3. Прибегая к непроверенным источникам информации, стараться установить степень их адекватности. Если телеграмм-канал два месяца назад называл коронавирус выдумкой и пропагандой чего-то там, а месяц назад утверждал, что до России это не дойдет, то, наверное, не стоит пользоваться его услугами – там работают люди, не очень хорошо владеющие материалом. Если другой источник сравнивает нынешнюю пандемию с эпидемией чумы 14 века, то авторы склонны к экзальтации, и к их творчеству надо относится с осторожностью.

  4. Старайтесь следить за официальными сообщениями, пусть даже в обычной жизни это не приходит в голову. Лучше узнать о новых карантинных мерах из первоисточника, чем в пересказе.

В целом легкая информационная диета может даже пойти на пользу. А вот распространять или нет непроверенную или не до конца верифицированную информацию – дело совести каждого.

Текст подготовлен Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ