• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Перезвони на домашний»: магистры Школы дизайна представили проект в формате онлайн

«Перезвони на домашний»: магистры Школы дизайна представили проект в формате онлайн

© Школа дизайна ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ запустила платформу HSE ONLINE GALLERY. На ресурсе размещаются digital работы студентов и преподавателей. Один из первых проектов, выполенный студентами первого курса магистерского профиля «Современная живопись», называется «Перезвони на домашний». Его куратором выступил российский художник Владимир Дубосарский. Об особенностях творческого процесса в самоизоляции и будущем искусства в онлайн — в материале новостной службы портала.

«Перезвони на домашний» — это 12 автопортретов, в которых отразилась жизнь непростой весной 2020-го года: постоянное нахождение в замкнутом пространстве, страхи, новые ритуалы и новая реальность. Авторы работ — студенты профиля «Современное искусство» магистерской программы «Практики современного искусства». Курировал процесс Владимир Дубосарский — известный российский художник и руководитель профиля.

Инсталляция, рожденная из страха

«Мой рабочий стол»— так называется инсталляция Оли Австрейх, созданная для проекта. 

«Я чувствовала давление новой арт-миссии, но в какой-то момент поняла, что надо просто документировать это состояние лихорадочного поиска идей, — Оля рассказывает о страхе, благодаря которому родилась творческая идея. — Мы все стали больше проводить времени в компьютере: раньше мы рисовали в студии, а теперь сидим в Zoom и заполняем таблицы. Поэтому я перенесла пространство своего рабочего стола из виртуального в физическое».

Художница полностью освободила белую стену в доме и заполнила ее элементами нового быта. Она признается, что решила не использовать классические поверхности (холст, бумагу), а выбрала другие: полиэтилен, пакеты, крановую бумагу и пластик, в котором доставляют еду и одежду (это тоже «часть новой повседневности»).

«Сначала родились полуабсурдисткие наивные лозунги, которые я делала как бы в окне текстового редактора. Я придумала их по-английски, потому что ощущаю себя частью западной поп-культуры, 90% информации я потребляю из иностранных ресурсов. Иногда мне проще и думать по-английски», — говорит художница.

Отдельным мотивом работы, по признанию Оли, стала прокрастинация, из-за которой, например, она не успевала посмотреть новый сезон любимого реалити-шоу о семействе Кардашьян. Не обошлось и без привычек коронавирусного мира: «Две работы были навеяны новым ритуалом тщательного мытья рук — я сделала их из строительной пены, потому что она напоминает мыльное облако».

Инсталляцию, состоящую из 15 элементов, девушка создала за четыре дня. Еще два занял постпродакшн: «Мой молодой человек фотографировал меня на фоне работ, где я лежу только в белье и в маске из пищевой пленки.

Мы все одновременно оголены и беспомощны сейчас, нам хочется укрыться и защитить себя и близких. 

Несмотря на то, что Оля давно работает с диджитал-форматами, в онлайн-выставке она участвует впервые. «Время определило запрос, сейчас это будет самый популярный формат», — дает прогнозы будущему искусству студентка.

Оля отмечает, что пока не соскучилась по оффлайн-работе: в самоизоляции проектов и общения с художниками и кураторами даже стало больше. Поэтому в целом девушке нравится онлайн-творчество, несмотря на нюанс: «Работы, конечно, страдают: в жизни все всегда выглядит в 100 раз круче».

Владимир Дубосарский, руководитель профиля «Современная живопись», куратор проекта «Перезвони на домашний»

Владимир Дубосарский, руководитель профиля «Современная живопись», куратор проекта «Перезвони на домашний»

Конечно, у онлайн-проектов прекрасное будущее. Это то, что неминуемое происходит, и вирусный кризис здесь не причем, я давно про это говорю. Но в мире искусства есть тактильность. Лекции по истории искусства, концептуальные вещи, обсуждения, даже какие-то композиционные задания вполне можно контролировать с помощью онлайн-обучения. Но именно живопись необходимо отрабатывать в мастерской вместе с педагогом и одногруппниками, которые тоже сильно участвуют в процессе, потому что все друг друг как бы подтягивают. 

Что касается онлайн-музеев и галерей — они все давно оцифрованы. Я думаю, какая-то часть актуального искусства перейдет в онлайн, а какая-то часть все-таки тактильная: зачастую необходимо присутствие зрителя, например, при перфомансах, и это ничем не заменить. Сейчас мы все находимся в онлайне и все ужасно соскучились по человеческому общению, по контакту с реальностью и ситуацией, и это говорит о том, что никакие онлайн-проекты не заменят живые мероприятия. Это в природе человека, пока мы люди, а не роботы, это будет так и происходить.

Синтез живописи и диджитала

Женя Милюкос посвятила серию своих работ взаимодействию человека с самим собой в сегодняшнем мире: «Мне хотелось рассказать о том, что я вижу, и что, как мне кажется, многие сейчас испытывают на себе. Да и в рамках каких еще событий я могу сделать это?»

По словам студентки, идеи всегда рождаются быстро, но их реализация не всегда удается. «Это здорово, потому что стремление к какому-то идеальному образу — ложная религия. О вдохновении говорить не люблю. Мне нравится, что я ошибаюсь, что постоянно нахожусь в поиске. Сам этот процесс и есть главный источник движения», — считает Женя. Студентка признается, что сначала планировала создать видеоработы и диджитал-арт и для этого даже поставила в комнате палатку, но из-за самоизоляции формат пришлось поменять: «Мне помогал мой молодой человек. А через 5 минут после съемки любой непрофессиональный фотограф устает, поэтому работой не был доволен никто из нас. В итоге я объединила живопись и диджитал, может и хорошо, что все вышло совсем иначе».

Несмотря на то, что весь мир, включая мир искусства, перемещается в диджитал, художница уверена: живопись нужно смотреть вживую. Онлайн-галерея, по ее мнению, лишь поддерживает режим документации, но не создает события. «Созданные чисто живописные работы, выгруженные в сеть, вырываются из естественного потока. Ты смотришь на копию работы, не имеющую первоначальной принадлежности. Да, ты можешь посмотреть еще фотографии среды, где она создавалась, но не на саму среду» — делится мнением студентка. При этом Женя не отказывается работать с онлайн-искусством: у нее уже есть несколько идей для HSE ONLINE GALLERY.

Юля Юсма, директора HSE ONLINE GALLERY

Юля Юсма, директора HSE ONLINE GALLERY

Сейчас у нас в работе более 30 проектов для онлайн-платформы и заявки продолжают поступать. Мне нравится идея, что совместными усилиями мы можем в кратчайшие сроки выработать подходящие для нас, как институции, стратегии показа творческих проектов в диджитал-среде, усилить там наше присутствие. Мы начали с самых простых подходов, дальше будем развивать более сложные форматы, думаем, как можем объединять студентов разных профилей обучения для работы над общими задачами. Уже до запуска было очевидно, что платформа HSE ONLINE GALLERY — это не только антикризисная мера, но и в целом нужное нам направление работы. Проект продолжит свое существование и после того, как откроется наше физическое пространство. В целом, переход в онлайн нам дался относительно просто. У Школы большая и сплоченная команда, и все активно включились в работу — разработчики, дизайнеры, маркетинг и, что для нас особенно важно и приятно мы получили очень хороший отклик от студентов и преподавателей. 

Смотреть работы «Перезвони на домашний»