• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Незваные гости

Новые известия. 14 октября 2009

Старший научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян: «Разговоры о том, что вместо трудовых мигрантов будут работать россияне, по сути своей, популистский лозунг, потому что никто всерьез никогда не просчитывал, насколько безработные россияне готовы становиться дворниками, водителями, подсобными рабочими».

В будущем году квота на рабочие места для трудовых мигрантов в Москве будет сокращена до 200 тыс. Те же процессы происходят и в других городах страны. По мнению экспертов, это приведет к тому, что число нелегальных мигрантов будет только увеличиваться. Специалисты убеждены: политика государства в этой сфере не продумана и не последовательна. В самом деле, работодателям не хватает выделенных квот, а власти упорно продолжают сокращать места, освобождая их для каких-то мифических россиян, которые якобы в массовом порядке должны устраиваться на низкооплачиваемую работу. Все это приводит лишь к нарастанию напряженности в обществе.

По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), в 2008 году в России проживали 13,5 млн. иностранцев, за восемь месяцев 2009 года их количество сократилось до 4,5 млн. человек. При этом официально работают только 1,8 млн. неграждан РФ. По подсчетам Международной организации по миграции, больше всего в нашей стране трудится приезжих из Узбекистана (25%), Таджикистана (16%), Украины (11%), Киргизии (7,5%) и Молдавии (5,5%).

Урезать так урезать

Изначально на 2009 год планировалось привлечь в Россию почти 4 млн. иностранных трудовых мигрантов. Но грянул кризис, рынок труда стал сужаться, и было принято решение урезать квоты практически наполовину — до почти 2 млн. Но некоторые субъекты РФ пошли дальше, решив вопрос еще более радикально. Больше всего приезжих из СНГ в Москве и Московской области. Если в прошлом году столица привлекла на свой рынок труда 600 тыс. человек, то в 2010-м, как недавно заявил мэр Юрий Лужков, предполагается сократить квоту на мигрантов до 200 тыс.

Может быть, работодателям больше не нужно? Нет, по информации руководителя городского Департамента труда и занятости населения Олега Нетеребского, московские работодатели в общей сложности подали заявки на привлечение 1,38 млн. мигрантов. Стоит добавить к этой картине еще один яркий штрих: столица и Подмосковье исчерпали прошлогодние квоты уже к середине года. Однако мэр убежден: в большем количестве рабочих из других стран город не нуждается. А таким своеобразным способом власти мегаполиса борются с вытеснением москвичей с рабочих мест.

Логика тут проста: в Москве около 200 тыс. вакансий, безработица (официальная, разумеется, а не реальная) не дотягивает до 1%, но в будущем году может вырасти. Вот тогда и кинутся «дорогие москвичи» занимать свободные рабочие места, которые власти готовят именно для них, а не для приезжих. Что это за места и сколько на них можно заработать — вопрос особый. Поэтому эксперты и не воспринимают всерьез тезис о том, что работу, которую раньше делали мигранты, станут за них исполнять столичные жители или россияне из других регионов. Это, кстати, еще один вариант, рассматриваемый городом.

«Власти идут в популизм, таким образом они реагируют на кризис, — заявил "НИ" старший научный сотрудник Института демографии Высшей школы экономики Никита Мкртчян. — Разговоры о том, что вместо трудовых мигрантов будут работать россияне, по сути своей, популистский лозунг, потому что никто всерьез никогда не просчитывал, насколько россияне могут заместить иностранцев в этих нишах труда. Никто не интересовался, готовы те же безработные, жители моногородов приезжать в крупные города и становиться дворниками, водителями, подсобными рабочими".

Директор Института социальной политики Сергей Смирнов убежден: на отдельных направлениях трудовой деятельности мигранты будут востребованы всегда. «Мне кажется, что все эти квоты — это просто игра в цифры», — сказал он «НИ». По мнению, ученого, если и сокращать квоты, то только опираясь на реальную ситуацию в городе. «Мы можем механизировать уборку наших дворов, — размышляет он. — Какие-то средства механизации у нас появляются, но все-таки по-прежнему по утрам зимой мы просыпаемся под скрип лопаты, которой гребут снег.

Мы должны реально оценивать ситуацию. И не просто в контексте, что мы не хотим видеть у себя представителей стран СНГ. А реально понимать, что требуется городу. Если город без них обойдется, пожалуйста, снижайте. Если нет, зачем снижать?» Проблема это, между тем, не только столичного региона. Например, в Челябинской области квота на въезд трудовых мигрантов сокращена в шесть раз. По данным региональной миграционной службы, заявки на въезд 43 тыс. человек из-за рубежа подали 300 предприятий. Однако из-за кризиса южноуральские власти решили урезать квоту, чтобы, как отмечают в той миграционной службе, «защитить местный рынок труда». В итоге в будущем году на Южный Урал приедут 6 тыс. 938 иностранцев, то есть ровно в те же шесть раз меньше, чем требовалось работодателям. И такая ситуация характерна для страны в целом: работодатели просят одно, а власти их не слышат. Получается, говорят эксперты, что работодатель просто вынужден нанимать рабочих нелегально.

Осторожно, квоты сокращаются

Еще в середине марта руководитель столичного управления Федеральной миграционной службы Федор Карповец сообщил, что около трети иностранцев, которые потеряли работу, не уезжают из Москвы. Это и понятно: в странах СНГ тоже кризис и безработица, часто помасштабнее наших, поэтому там найти работу в разы труднее, нежели в России. У нас же совсем без дела никто не остается — какой-то заработок при желании найти можно всегда. В таких условиях, по мнению директора Центра миграционных исследований Елены Тюрюкановой, снижение квот было ошибкой. «Если уж понижать, то адекватно уменьшению спроса, — пояснила она "НИ". — А тут произошло снижение в два раза в целом по стране, и это стало большим ударом по рынку труда, который уже породил новую волну нелегальной иммиграции».

Никита Мкртчян из Института демографии убежден: это только начало новой волны, в дальнейшем количество нелегальных мигрантов будет только расти. «Ведь миграция сократилась не в такой мере, как квоты, в некоторых городах вакансий больше, чем легальных приезжих, и они будут заполняться нелегалами», — пояснил он «НИ». В том, что это именно так, а не иначе, убеждают статистические данные, которые ученый привел в качестве примера по Таджикистану. Поток трудовых ресурсов из этой страны в РФ сократился только на 20%, а квоты уменьшились на 50%. Это означает, что тот, кто хочет (30%), устраиваются в России нелегально. «Учитывая, что часть мигрантов даже при высоких квотах находилась в теневом секторе, то сейчас нелегальная миграция должна возрасти», — заключает эксперт.

Понятно, что легальный мигрант лучше, чем нелегальный. Когда человек приезжает с соблюдением всех прописанных в законе норм, он платит налоги, работодатель за него отвечает, и сам он у государства под присмотром. Если же мигрант вне закона с самых первых шагов по нашей стране, проблем с ним больше. Вопрос в том, намного ли больше. Чиновники, как мы знаем, любят нас пугать тем, что мигранты негативно влияют на криминогенную обстановку. Например, по недавним подсчетам Юрия Лужкова, 36% всех преступлений в Москве совершают именно приезжие. В другой раз он говорил как-то даже о 50%. Более того, кризис только усугубил ситуацию. По статистике МВД, за первое полугодие 2009 года граждане СНГ в России совершили на 17,4% преступлений больше, чем за аналогичный период годом ранее. Так, заместитель главы ФМС Михаил Тюркин отметил, что число совершаемых нелегалами разбойных нападений выросло на 30%, грабежей — на 10%, а квартирных краж — на 4%. Иными словами, потерявшие в кризис работу мигранты выходят на большую дорогу, так что лучше уж им ехать домой.

Однако как быть с другой статистикой? Начальник г-на Тюркина директор ФМС Константин Ромодановский утверждает, что как раз трудовые мигранты и не представляют серьезной криминальной опасности для России.

«Удельный вес преступлений, которые совершаются мигрантами на территории России, — 3,6% от всех преступлений, и есть небольшое снижение на начало года. Это значит, что 96,4% преступлений совершаются гражданами России». Выходит, кто-то ошибается. Ведь местные власти граждан пугают, а на высоком федеральном уровне ситуацию не только не драматизируют, но и считают вполне нормальной. Из всего этого трудно понять, какова же реальная картина. Однако осадок, как говорится, все равно остается, что очень опасно для страны, где сильны ксенофобские настроения.

Вопрос, по большому счету, даже не в том, кому верить. Проблема, похоже, в том, что государство порой само не знает, что оно хочет. Поэтому, считают специалисты, политика государства в этой сфере так не продумана и непоследовательна. Ведь даже сам контроль за гражданами из других стран, которые приезжают к нам работать, налажен в России плохо. «В коррумпированном государстве сделать это достаточно сложно, — отмечает Сергей Смирнов. — Потому что каждый желает наварить на мигрантах. А власть проявляет полное бессилие».