• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы демографии требуют научного подхода

РИА Новости. 18 марта 2010

Директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский: «Проблема демографического образования не только в том, что готовят мало демографов, но и в том, что недостаточно "демографизированы" такие дисциплины, как экономика, социология, политология».

Еще в 2006 году власти назвали демографию самой острой проблемой в современной России. Почему для ее решения необходим научный подход и где сегодня готовят демографов, об этом в интервью РИА Новости говорит директор Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Анатолий Вишневский.

— Анатолий Григорьевич, в чем специфика демографического образования? Много ли у нас таких специалистов?

— Демографов у нас немного — знание научных основ демографии, к сожалению, крайне недооценено. Демографов готовят в двух вузах, МГУ и ГУ-ВШЭ. Но проблема демографического образования не только в том, что готовят мало демографов, но и в том, что недостаточно «демографизированы» такие дисциплины, как экономика, социология, политология. Демографическое знание считается второстепенным, и в программах подготовки по этим специальностям ему уделяется недостаточное внимание. В итоге выпускаются экономисты, политологи, дипломаты, которые слабо ориентируются в проблемах демографии. А от этих проблем в сегодняшнем мире зависит очень многое.

— Почему недооценено демографическое знание? Темы повышения рождаемости и продолжительности жизни сегодня у всех на слуху.

— Мне кажется, ошибка была допущена изначально. Если мы действительно приступаем к решению демографических проблем, то надо позаботиться и о развитии науки. У нас же сразу взялись за «практическое» решение проблем. Видимо, решили сэкономить на исследованиях. А я убежден: не имеющая научного обоснования практика обходится дороже. В России до сих пор нет даже научного журнала по демографии, нет площадки для серьезного обсуждения специалистами проблем и предлагаемых путей их решения. Наш электронный просветительский ресурс «Демоскоп Weekly» — не научный журнал.

— Чем может помочь наука?

— Пониманием сути демографических процессов. Предлагаемые меры не всегда адекватны — ошибки начинаются с некорректного использования демографических показателей. К примеру, есть показатели ожидаемой продолжительности жизни и общего коэффициента смертности, они взаимосвязаны: если закладывается определенный показатель продолжительности жизни, то коэффициент смертности получается из расчета автоматически. У нас же даже в правительственных документах они задаются независимо друг от друга, и каждый исключает другой.

Помимо повышения уровня демографических знаний следует изучать и мировой опыт.

— На Западе ситуация лучше?

— И на Западе по сравнению с другими дисциплинами демография была замечена и осмыслена достаточно поздно. Демографическая революция (переход от высокой смертности и рождаемости к современному состоянию низкой смертности и низкой рождаемости) прошла невидимой и неслышимой, на нее обратили внимание только спустя 100 лет.

В развитую научную дисциплину демография превратилась в XX веке. Сейчас на Западе она, конечно, более распространена и как образовательная дисциплина. Ее преподают повсеместно — и она пронизывает другие дисциплины.

На конференции Американской демографической ассоциации ежегодно съезжаются до 1000 человек. У нас же на всю страну можно насчитать лишь несколько десятков демографов. Известный демограф Владимир Борисов как-то признался: он насчитал всего 30 специалистов. В структуре Российской академии наук Институт демографии отсутствует, его до сих пор не восстановили: он был создан одним из первых в 1931 году и закрыт в 1934 — после голода 1933 года советская власть была не заинтересована в подсчете численности населения.

— Но ведь в МГУ достаточно долго готовили демографов...

— Да, МГУ выпустил много специалистов. Но советское демографическое образование было довольно далеко от реальной практики, тогда больше следили за тем, чтобы оно было «марксистко-ленинским».

— Где кроме научной сферы могут работать профессиональные демографы?

— Во многих сферах как государственного управления (в здравоохранении, социальной сфере), так и в бизнесе — консалтинговых и маркетинговых компаниях, производители товара должны знать демографическую структуру рынка.

— Институт демографии ГУ-ВШЭ был создан на основе Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Его сотрудники вели преимущественно научную работу. Сейчас она продолжается?

— Продолжается. Но сейчас мы много времени уделяем и преподаванию. В 90-е годы мало кто шел в науку, мы остались без научной молодежи, сейчас надеемся наверстать упущенное. В Вышке создана магистратура по демографии, это очень важно. Хотя нам приходится нелегко. Чтобы дать нашим магистрантам хорошее образование, надо выстроить систему курсов, многие из которых у нас читаются впервые. Мы стараемся держать высокую планку, но не уверен, что сразу все хорошо получается. Зато у нас есть то преимущество, что мы можем приобщать студентов к исследовательской работе в очень квалифицированном научном коллективе. Это само по себе хорошая школа. Хочется верить, что спустя несколько лет нашего полку серьезно прибудет.