• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия должна быть гостеприимной страной

РИА Новости. 17 апреля 2011

Темой заседания  экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» стало обсуждение концепции миграционной политики РФ

16 апреля при поддержке НИУ «Высшая школа экономики» прошло открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». Темой заседания стало обсуждение концепции миграционной политики РФ.

С докладом «О необходимости разработки государственной концепции миграционной политики» выступил директор Федеральной миграционной службы К.О.Ромодановский. Он рассказал экспертам, что концепция, представляемая им на заседании, не первая: работа над ней началась еще с 2005 года, когда Президент и Правительство поручили ФМС разработать концепцию миграционной политики государства. Для работы над проектом концепции была создана рабочая группа, состоящая из 47 представителей федеральных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. В 2006 году в Правительство был внесен проект концепции, однако он получил ряд серьезных замечаний и был отправлен на доработку.

Константин Ромодановский отметил, что одной из основных проблем России является снижение количества трудоспособного населения. В то же время он отметил, что спрос на трудовые ресурсы не может удовлетворяться за счет российского населения. «Несмотря на наличие безработных, эффективное использование российских рабочих рук маловероятно», – считает К.Ромодановский. По его словам, это определяется низким уровнем пространственной мобильности российского населения.

Глава ФМС назвал цели новой концепции миграционной политики: это стабилизация и увеличение численности постоянного населения страны, обеспечение потребностей экономики в рабочей силе, содействие модернизации, инновационному развитию и повышению конкурентоспособности отечественной экономики, а также обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов Российской Федерации.

Среди задач государственной миграционной политики Константин Ромодановский особо выделил содействие образовательной миграции, содействие академической мобильности и содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формирование взаимной толерантности между мигрантами и местным населением.

Константин Ромодановский полагает, что институт разрешений на временное проживание себя изжил, что этот рудимент надо оторвать и выбросить». Вместо него он предлагает систему видов на жительство. «Причем основной контингент будет получать вид на жительство с учетом балльных критериев – по знанию языка, например», – сказал директор ФМС. Также он предложил отказаться от механизма квотирования трудовой миграции. «Это вопрос дискуссионный. Но у мнения о том, что нужно отменить квотирование, больше сторонников, чем у того, что не нужно отменять», – подчеркнул он. Кроме того, концепция миграционной политики подразумевает дифференцированный подход к привлечению рабочей силы. «Экспертами была поддержана и развита идея разработки дифференцированных механизмов привлечения иностранной рабочей силы», – сообщил К. Ромодановский.

Реализацию государственной миграционной политики предлагается разбить на три этапа: первый – 2012–2015 годы, второй – 2016–2020 годы и третий – 2021–2025 годы.

Заместитель директора Института демографии М.Б. Денисенко выступил с докладом о том, как выглядит миграция с точки зрения демографической ситуации. По его словам, без миграционного притока последних 20 лет, население России было бы на 8 млн человек меньше. «К сожалению, вклад вот этого огромного переселения народов, еще в полной мере по разным причинам недооценен», – заявил эксперт. «Миграция в значительной степени компенсировала ту убыль населения, которая грозила и грозит Российской Федерации», – сообщил М. Денисенко. Он также отметил, что возрастная структура мигрантов отличается повышенной долей лиц трудоспособного возраста, а уровень образования мигрантов в 2003–2009 годах был в среднем выше, чем у коренного населения России. «Только за 2003–2009 годы в Россию переселилось свыше 700 докторов наук и свыше 850 кандидатов наук», – сообщил эксперт в поддержку своих слов.

Михаил Денисенко отметил, что миграционный прирост в России уступает странам классической миграции и небольшим странам Европы. Также он сообщил, что Россия практически не использует потенциал образовательной миграции по сравнению с развитыми странами. Говоря о традиционных источниках трудовых мигрантов, М. Денисенко сообщил, что «потенциал среднеазиатских стран все же ограничен».

«Ликвидировать те пробелы, которые формируются в нашей возрастной структуре, или с помощью активной демографической политики, или с помощью реформы образования, или даже с введением разного рода инновационных технологических процессов сразу не удастся. В этом плане миграционная политика представляется тем средством, которое может достаточно оперативно предупредить и преодолеть тот дисбаланс, который складывается в нашей экономике и демографии», – считает Михаил Денисенко.

Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Иванович Кузьминов в своем выступлении отметил, что основной вызов национальной безопасности от миграции существует в экономической области, а только потом уже во всех остальных.

«Россия в области образования ведет себя как развитая страна, – сообщил Я.Кузьминов, – население в массовом порядке выбирает высшее образование». Ярослав Кузьминов считает, что нельзя ставить вопрос о том, нужно или не нужно открывать страну для миграции, так как она уже давно открыта для нее. «У нас 10 млн рабочих мест или заполнены мигрантами или стоят в ожидании мигрантов», – сообщил он. «Это обратная сторона нашего порыва к высшему образованию», – считает эксперт.

Ярослав Кузьминов также сообщил, что легальная миграция практически не оказывает понижающего влияния на уровень заработной платы среди местных работников. Кроме того, он коснулся темы продолжающегося роста конкуренции за трудовых мигрантов. В частности, граждане Украины и Молдовы, наиболее этнически близкие к россиянам мигранты, все в большей степени предпочитают для трудовой миграции страны Европейского Союза.

В рамках концепции миграционной политики России Ярослав Кузьминов предложил разделить мигрантов на четыре категории, отдельно оговорившись, что отнюдь не все мигранты нужны России. Я. Кузьминов считает, что мигрантов нужно разделять на высококвалифицированных специалистов и членов их семей, на студентов и ученых, на квалифицированных исполнителей и на работников без определенной квалификации. Для последней категории эксперт предлагает сохранить все ограничения по въезду и выезду, в то время как для остальных он предлагает их снять. Также работникам без определенной квалификации предлагается ввести ограничение на въезд семей и адаптационные программы.

Ярослав Кузьминов полагает, что необходима региональная дифференциация миграционных потоков. Кроме того, он отметил необходимость создания институтов убежища. «Россия должна быть гостеприимной страной», – заявил Я.Кузьминов. «Нам бессмысленно говорить о допущении или недопущении миграции, мы должны регулировать миграцию в тех секторах, которые приоритетны для России», – сказал Ярослав Кузьминов в завершение своего выступления.