• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Человек приезжает, а вакансии уже нет!"

Известия. 28 июля 2009

Ведущий научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян о программе переселения соотечественников.

Вчера Дмитрий Медведев сделал серьезный шаг, чтобы упростить систему приема соотечественников. Он подписал закон, по которому дипломы и ученые степени, полученные в странах СНГ и Балтии, наконец-то станут признавать и в России. Одновременно глава Минрегиона Виктор Басаргин признал, что эта система забюрократизирована и за три года не принесла больших результатов.

Однако перебираться в Россию соотечественники не хотят не только из-за бюрократии. Препоны снять можно, но кто гарантирует людям крышу над головой, сносные рабочие места и нормальный уровень жизни? По статистике, основной поток мигрантов к нам идет из Средней Азии. Причем это вовсе не дипломированная молодежь, на которую рассчитан подписанный вчера закон.

До конца года переселенцы получат больше свободы в выборе места жительства и работы, пообещал Басаргин. Эксперты надеются, список принимающих регионов станет шире, чем сейчас. Сегодня их около 20, и то с дополнительными табу. Например, в Иркутскую область пустят, а в сам Иркутск нет.

— Когда человек принимает решение переселиться в Россию, то главное для него — переехать поближе к родственникам, на первых порах у кого-то разместиться, кто бы помог с работой, с землей, со строительством, — говорит ведущий научный сотрудник Института демографии Высшей школы экономики Никита Мкртчян. — И если у человека родственники в Ростовской области, а ему говорят: а в Иркутской области мы тебе три копейки дадим в рамках госпрограммы, — не поедет туда человек!

Госпрограмма переселения соотечественников не решает практически ни одной насущной проблемы (о крыше над головой и трудоустройстве человек вынужден беспокоиться сам). На первых порах в общежитии, конечно, разместят, но в дальнейшем люди сами себя должны обеспечить жильем и постоянной регистрацией, отмечает директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев.

— Есть счастливые исключения, но их очень мало! — добавляет он.

Кроме того, соотечественник едет не только в конкретный регион, но еще и на конкретную вакансию.

— Но процесс переселения длительный, — говорит Сергей Пантелеев, — пока человек все справки соберет, пока документы доберутся до региона, пока он переедет, проходит в среднем от полугода до года. Человек приезжает, а вакансии уже нет!

Неудивительно, что жители Украины, Белоруссии, Прибалтики не спешат переезжать в Россию.

— Они скорее будут использовать выгоды и возможности присоединения к ЕС. К тому же жить на Украине не хуже, чем в Амурской области России, — считает Никита Мкртчян. По его словам, основной поток мигрантов, прибывающих в Россию на ПМЖ, идет со стороны нищих стран Средней Азии, в том числе из Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

— Мы видим, что в последние годы постоянная миграция в Россию из других стран СНГ идет с плюсом в 200 — 250 тысяч в год, — говорит Мкртчян. — И в значительной мере из Средней Азии: 50% — русские, 50% — представители других этносов. Из них по госпрограмме приезжает очень небольшой процент. Многие оттуда уже уехали, но какая-то доля русских осталась, в значительной мере пенсионеры и бедные, — вот их еще можно подхлестнуть.