• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общественные советы при министерствах должны иметь право следить за госзакупками

Эхо Москвы. 14 ноября 2013

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
14 ноября на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства обсуждались проблемы формирования общественных советов при министерствах и ведомствах. Такие проблемы возникли по результатам мониторинга как существующих советов, так и «перезагрузки» советов с помощью онлайн-рейтингования (при Минздраве и Минтруда). 

Общественные советы  это, наверное, одна из тех тем, где Правительство не раз подходило к штанге и вес не брало. Формально советы создавались много раз. Мы все помним некоторые общественные советы, которые имели широкий общественный резонанс в СМИ: по поводу споров с «мигалками» или с выходом академиков из общественного совета при Минобрнауки. Скандалы, как правило, были связаны с разными проявлениями самолюбия. 

Но у нас нет практически никаких общественно признанных результатов деятельности советов, хотя я наблюдал ряд попыток серьезно поставить ряд вопросов перед советом, например, при министре образования Андрее Фурсенко. 

Почему не получается? Это вопрос соотношения представительства между исполнительной властью, экспертным сообществом и общественностью. Это разные сообщества, и очень часто экспертное сообщество и общественное сообщество (заинтересованные НКО, профессиональные ассоциации) путаются. 

Соответственно, нет определенности в том, чем должен заниматься общественный совет. Должен ли одновременно быть экспертным советом? Или это должны быть разные советы при министерстве? Для чего создается общественный совет? Чтобы министр чувствовал реакцию общественности на то, что он делает? Для того, чтобы обеспечить общественную поддержку того, что он делает? Или совет создается для того, чтобы общественность могла ограничивать министра или помогать министру ограничивать своих чиновников? 

Сегодня мы в очередной раз обсуждали эту тему вместе с Общественной палатой, которая наряду с Правительственной комиссией по Открытому правительству и Экспертным советом  основной игрок на этом поле. Мне кажется, что мы пришли к ряду полезных выводов, которые нужно будет реализовать. 

Первое  развести общественный и экспертный совет. 

Второе  задачей общественного совета должна быть не просто независимая оценка, а обязательное участие в целом ряде процессов министерства, до которых у первого лица зачастую руки не доходят. Например, это участие в закупках, конкурсных комиссиях. Не секрет, что есть широко распространенное мнение о коррупционном характере закупок экспертно-аналитических работ, больших «откатах». Правда это или неправда, нельзя сказать. Но если есть такой резонанс, то имеет смысл включить в закупочные комиссии совершенно независимых людей, которые заведомо не входят в систему взаимных услуг и одолжений, складывающихся в тех или иных министерствах или ведомствах. Пусть там будет по два человека от общественного совета. Мне кажется, для общества это будет некоей гарантией справедливого распределения денег. 

Еще одна роль общественного совета  участие в кадровых комиссиях министерств. 

И до закупок, и до кадровых комиссий у министра или руководителя федеральной службы, как правило, руки не доходят. Мне кажется, здесь есть прямой интерес в активном сотрудничестве с общественностью не просто Правительства в целом, главы Правительства, а у исполнительной власти на каждом ее этаже. 

На заседании Правительственной комиссии обсуждались и другие вопросы, в частности, порядок формирования представительства той или иной группы. Но мне кажется, это менее важно. 


_________________________________________________

В СМИ по теме:

Чужие здесь не ходят // Российская газета, 15 ноября 2013
Общественные советы при органах власти – «перезапуск» продолжается // АСИ, 15 ноября 2013