• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О коррупции и национализме

Радио Свобода. 17 декабря 2010

Об опасности фашизма в России говорит научный руководитель факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Марк Урнов.

Политическая ситуация в России предельно напряжена. В течение многих лет значительная часть российской элиты занималась пестованием молодежных экстремистских организаций, которые в декабре вышли на улицы. Судя по тому, как власть нервничает, по-видимому, в значительной степени контроль над ними утрачен.

Об опасности фашизма в России говорит политолог, научный руководитель факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Марк Урнов:

— Мне кажется, что политическая ситуация предельно напряженная. Очень долго, в течение многих лет значительная часть элиты нашей занималась пестованием тех самых молодежных экстремистских организаций, которые сейчас вышли на улицу. Насколько они в настоящее время контролируемы, бог его знает. Но, судя по тому, как власть нервничает, по-видимому, в значительной степени контроль утрачен. Та националистически-фашистская толпа, которая бунтовала на Манежной площади, на самом деле достаточно владеет технологиями флешмобов и может собираться предельно быстро, в разных городах — Интернет тому в помощь. Их огромное количество. Значительная часть силовых структур им симпатизирует, это признают сами силовые структуры.

Но я больше всего боюсь, что в ответ на этот разгул безумно злобного псевдорусского патриотизма начнут развиваться ответные волны... собственно, они уже пошли — ответные волны национализма мусульманских меньшинств. Если эта волна не будет остановлена, это будет означать конец целостности страны. Это просто откровенно коричневая угроза под лозунгами, под которыми всегда происходят коричневые бунты — «коррупция», «засилье инородцев», «государственная машина не работает», «мы в кольце враждебного окружения», «нас обманули», «бей хача, жида и очкарика». Вот это все мы на сегодняшний день имеем, причем молодежь этому симпатизирует. Путин не нашел времени для того, чтобы высказаться по поводу всей этой гнусности, но зато обвинил в этом либералов.

— Это какой-то волнообразный процесс? Эти волны нарастают каждый раз и становятся все более высокими?

— Эти волны каждый раз нарастают. В 2004 году я провел большое исследование — «Синдром радикального авторитаризма в российском массовом сознании». Мы так специально формулировали вопросы, чтобы понять, на что способно общество. Там были пугающие цифры — где-то под 70% уже тогда говорили о том, что люди коренной национальности должны управлять страной, под 60% говорили о том, что тех, кто мешает президенту, надо просто выкидывать из страны, что нас должны бояться, иначе нас не будут уважать. Весь этот набор радикального авторитаризма или, говоря менее вежливым языком, просто коричневой одури, уже тогда был заложен. На сегодняшний день мы имеем полную реализацию того, что тогда было намечено как тенденция. Это факт. И усугубляется он тем, что людям внушается, будто все в порядке. У них растут запросы. У них растут претензии к власти: если все в порядке, то почему ничего нет? Агрессивность в обществе растет. Ситуация противная.

— Слово «стабильность» уже забыто?

— О какой стабильности сейчас идет речь, когда пошли националистические выступления, когда каждый день — разоблачение коррупции и бандитизма в силовых органах? Я думаю, что на самом деле все связано. Началась более или менее серьезная атака на коррупцию и организованную преступность, она еще пока затрагивает только мелкие региональные города, до столиц до федерального уровня не докатилась. Но коррупция почувствовала опасность, и эти все националистические выступления — вещи срежиссированные. Бороться с коррупцией в условиях, когда ситуация дестабилизирована, невозможно.

— А может так получиться, что новой политической парадигмой начинающейся предвыборной кампании станет не лозунг «стабильность», как это было во время прошлой кампании, а разговоры вокруг патриотизма?

— А как же? Хотите прекратить борьбу с коррупцией — говорите о патриотизме. Это абсолютно отработанный рецепт. Какая там борьба с коррупцией, какая там тихая стабильность? Нужна мобилизация, нужно сплочение вокруг власти. Значит, смотрите, что делается — мы единственные, кто можем все это остановить. Слов приличных для описания всего происходящего нет. Безумие! Безумие, охватившее и страну, и элиту, и значительную часть массового сознания. Повторяю, если эта волна не схлынет, то кончится очень плохо. В лучшем случае может кончиться не очень кровавым распадом страны, а в худшем — очень кровавым.