• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иногда они возвращаются

Московские новости. 6 февраля 2012

Эксперты НИУ ВШЭ о возвращении выборов губернаторов

Cемь лет назад состоялись последние прямые губернаторские выборы
После многотысячных акций «За честные выборы» президент внес законопроект о возвращении выборов губернаторов. Без прямого голосования за глав регионов страна прожила ровно семь лет — последнее состоялось 6 февраля 2005 года в Ненецком автономном округе. «МН» попросили экспертов и самих губернаторов оценить, готовы ли к возвращению выборов нынешние назначенцы.

Сразу оговоримся, что выборы в НАО семилетней давности не могут служить эталоном, поскольку выигравший их Алексей Баринов уже через полтора года был арестован по подозрению в мошенничестве и хищениях, а чуть позже отрешен от должности в связи с утратой доверия президента. Но сами выборы были историческими в том смысле, что стали по времени последними. По подсчетам «МН», из нынешних 83 глав регионов 21 имеет опыт участия в губернаторских выборах, а более 60 никогда не избирались на этот пост. Таким образом, 75% губернаторского корпуса — назначенцы. В случае принятия законопроекта, внесенного президентом в Госдуму 16 января, им впервые предстоит пройти через сито народного доверия.

Губернатор Тамбовской области Олег Бетин проходил и через голосование, и через назначение. Процедуры называет одинаково сложными. «Дело ведь не в назначении и не в выборах, дело в том, чтобы отвечать за ситуацию в регионе, — пояснил «МН» Бетин. — Как некоторые считают: главное — замуж выйти, а что потом — все равно. Нет, замуж выйти легко, а вот потом жизнь прожить сложно». Идею возвращения выборности он поддерживает («власть будет ближе к людям»), но вместе с тем выступает за первичный отсев («некоторых допускать до выборов не надо по морально-этическим качествам, да и по деловым»).

По мнению экспертов, после возвращения выборов в уязвимом положении окажутся те назначенцы, для которых народный «кастинг» может стать слишком тяжелым испытанием. «Назначенцы всех последних лет — это в большинстве своем аппаратные, непубличные люди, без опыта участия в конкурентной политике», — отмечает политолог, доцент Высшей школы экономики Алексей Титков. «Да, это другие люди, — согласен Бетин. — Есть еще один момент. Те, кто был рекомендован из других регионов, из Москвы, они еще могут не стать своими, люди к ним не привыкнут как к своим, им сложнее будет выбираться».

Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев не считает, что тот, кто «прошел процедуру утверждения региональным парламентом, в чем-то ущербнее и слабее того, кто избирался». «Столь многогранный набор задач, который лежит на каждом губернаторе в стране, разве это не испытание, разве это не форма шлифовки стиля, почерка, позиции, личности? Я убежден, что это именно так, — заявил «МН» Мезенцев. — И думаю, что те губернаторы, которые решат для себя проходить через экзамен выборности в регионе, они, конечно, имеют безусловное преимущество, потому что лучше знают регион и у каждого за спиной сотни встреч с людьми, сотни сложных ситуаций, из которых большинство выходит с успехом».

Мезенцев также заявил «МН», что не исключает участия в прямых выборах в случае принятия президентского законопроекта. Напомним, что за последние 12 лет он стал первым главой региона, претендовавшим на пост президента страны. В регистрации ему, правда, Центризбиркомом было отказано (после технической отбраковки 3,9% подписных листов до необходимых 2 млн подписей не хватило всего 9 тыс.). Но прецедент важен. Ведь в новых электоральных условиях губернаторам придется вылезать из шкуры исполнителей, присланных менеджеров и превращаться в полноценных политиков, считают эксперты.

«Губернаторам, которые не проходили через горнило выборов, придется овладеть искусством диалога со значительными аудиториями, — говорит «МН» завкафедрой сравнительной политологии МГИМО, президент Российской ассоциации политической науки Оксана Гаман-Голутвина. — Придется искать взаимоприемлемые решения для разнообразных групп влияния как в регионах, так и на федеральном уровне. Это, в частности, различные сегменты населения, бизнес, СМИ, политические партии, альтернативные политические лидеры».

По ее мнению, выдержать такую конкуренцию смогут далеко не все, в связи с чем «можно ожидать новую масштабную волну ротации губернаторского корпуса». «Региональные войны не нужны ни в центре, ни в регионах, поэтому востребованы будут те политики, которые умеют, не прибегая к помощи федеральных органов власти или минимизируя эту помощь, находить мирные взаимоприемлемые решения без использования жестких мер давления на оппонентов», — отмечает Гаман-Голутвина. Завлабораторией политических исследований ВШЭ Валерия Касамара напоминает, что если до введения процедуры назначения на должность губернаторов приходили именно политики, то после начался обратный процесс, когда ставка делалась на управленцев. «Яркие люди в регионах раздражали власть, поэтому, как мне кажется, происходила просто зачистка», — полагает она. Вместе с выборами вернутся и яркие люди, рассчитывает эксперт: «Не исключено, что через шесть лет кто-то из губернаторов сможет стать президентом страны».