• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это очень вдохновляюще, когда кто-то извне одобряет то, что я делаю»

«Это очень вдохновляюще, когда кто-то извне одобряет то, что я делаю»

Фото из личного архива

Студент 2 курса Аспирантской школы по психологии Владислав Хвостов стал одним из лауреатов премии Graduate Conference Awards for Student Members от Psychonomic Society. Каждый год эту международную награду в области психологии получают всего 20 аспирантов, занимающихся когнитивными исследованиями. Об интересе к когнитивной психологии и науке в России Владислав рассказал новостной службе портала.

О премии

В когнитивной психологии есть ряд крупных конференций, и Psychonomic Society— одна из них. Она максимально широкая по тематике: на ней представляют исследования из всех областей когнитивной психологии. Graduate Conference Awards for Student Members вручают тем аспирантам, которые будучи участниками конференции подали заявку на соискание премии. Заявка помимо описания исследования включает в себя CV и ответы на два вопроса (цели участия в конференции и как представленная научная работа помогает миссии Psychonomic Society).

Psychonomic Society — крупнейшее научное сообщество, объединяющее более 4000 исследователей когнитивной психологии со всего мира. Миссия Psychonomic Society — способствовать развитию науки о познании через продвижение и распространение фундаментальных исследований в экспериментальной психологии и смежных науках. Ежегодно сообщество вручает своим членам премии разных рангов: награды получают как именитые ученые, оказавшие значительный вклад в развитие когнитивной психологии (Clifford T. Morgan Distinguished Leadership Award), так и начинающие исследователи-аспиранты (Graduate Conference Awards for Student Members).

О теме исследования

Работа, которую я представляю на конференции Psychonomic Society (она пройдет в дистанционном формате с 19 по 22 ноября — прим. ред.) посвящена исследованию, пересекающемуся в двух важных вопросах. Первый из них — ансамблевые статистики. Их смысл в том, что когда вы показываете человеку группу объектов, он за рекордно короткое время может очень много сказать о каких-то статистических особенностях этой группы объектов. Например, если я предъявляю испытуемому множество кружочков разного размера на доли секунд и спрашиваю его о среднем размере этих кружочков, то он может довольно точно назвать его. Это удивительно, потому что большое количество исследований показывает, что наше внимание и рабочая память очень ограничены, и мы за такое короткое время не можем рассмотреть все объекты. Но при этом какой-то общий взгляд на них позволяет нам определить очень много статистических особенностей этих объектов (размер, цвет и т.д.). Это и называется ансамблевой статистикой.

Второй вопрос касается так называемого признака «животности». В зрительной когнитивной психологии есть такое понятие, как признак. Размер, цвет и ориентация объекта — это простые признаки (в зрительной коре есть определенная группа нейронов, которая реагирует на специфическое значение этих признаков). Но в когнитивном сообществе также ведется большая дискуссия о том, что кроме простых признаков есть более сложные, и один из них, изучаемый в последние 50 лет, это так называемая «одушевленность» (animacy). То есть существуют исследования, которые показывают, что если показать людям какой-то предмет на сверхкороткое время, несмотря на то, что они не могут его опознать, они определят, живой он или неживой. В нашем исследовании мы объединяем эти два вопроса и пытаемся выяснить, может ли зрительная система вычислять ансамблевую статистику для такого сложного признака как «одушевленность».

Об экспериментах и работе в Сан-Диего (Калифорния)

Мы начали работу над исследованием в марте 2019 года, тогда я, мой коллега по научно-учебной лаборатории когнитивных исследований Юрий Марков и наш научный руководитель Игорь Уточкин, по гранту лаборатории отправились в калифорнийский университет в Сан-Диего к профессору Тимоти Брейди. Именно там мы проводили наши эксперименты, ведь когнитивная психология — это, прежде всего, экспериментальная наука. Мы предъявляли испытуемым множество каких-то объектов, из которых одни — живые, а другие — нет, и им нужно было отвечать, каких объектов больше. Для испытуемых это выглядело примерно так: они приходили к нам в лабораторию, садились за компьютер, мы проводили для них инструкцию, после чего объясняли, что имеем в виду под одушевленностью. Затем было довольно много проб со множеством объектов, в ходе которых они отвечали с помощью нажатия кнопок клавиатуры, было ли больше живых объектов или неживых.

Мы провели несколько экспериментов, примерно по 30 испытуемых в каждом. Мы хотели выяснить, могут ли люди быстро — за 350 миллисекунд — и одновременно для всех объектов определить их «одушевленность» и на основе этого ответить было ли больше «живых» или «неживых» объектов

В результате мы получили, что на самом деле люди не способны быстро определять «одушевленность» множества объектов. При этом работа над исследованием продолжается.

О любимой области когнитивной психологии

Слово «когнитивное» имеет корень, который переводится как «познание», и потому наша область психологии изучает ряд процессов познания: мы делим их на низкоуровневые и высокоуровневые. Низкоуровневые процессы — это базовые процессы вроде восприятия, ощущений, а высокоуровневые — это мышление, принятие решений, то есть очень сложные процессы, в которые вовлечено сознание и пр. Мы в НУЛ когнитивных исследований занимаемся, скорее, низкоуровневыми процессами: изучаем восприятие, немного — внимание, кратковременную и долговременную память. Мои научные интересы очень сильно совпадают с интересами лаборатории: я занимаюсь восприятием, немного вниманием и немного кратковременной памятью, но не внутри одного исследования, а в разных проектах. Одна из самых главных тем для меня и НУЛ — это ансамблевые статистики. У нас огромное количество исследований, посвященных им, и, в основном, мои исследования тоже об этом.

Игорь Уточкин, руководитель научно-учебной лаборатории когнитивных исследований

Игорь Уточкин, руководитель научно-учебной лаборатории когнитивных исследований

Исследование, которое мы проводили с Владиславом и коллегами, показывает, что способность зрительной системы к вычислению ансамблевой статистики не безгранична: такое сложное свойство объектов, как «одушевленность», является очень проблематичным для извлечения ансамблевой информации. Данное исследование – часть большого проекта лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ. В его рамках мы пытаемся понять, какая ансамблевая информация доступна зрительной системе, и как эта информация может быть использована для решения повседневных задач: например, поиска нужного предмета среди других предметов или мгновенной категоризации множества объектов.

Кроме ансамблевой статистики, лаборатория проводит множество исследований, связанных и с другими зрительными процессами: вниманием, кратковременной и долговременной памятью. Однако этим наши интересы не ограничиваются. В НУЛ когнитивных исследований существует несколько относительно независимых исследовательских групп, которые также занимаются изучением переработки вербальной информации, эмоциональной информации, воображения, креативности.

О научном будущем

Мои планы — это дискуссионный вопрос. Я собираюсь окончить вышкинскую аспирантуру и защитить кандидатскую. После чего, в каком-то идеальном мире, я бы хотел получить должность постдока в зарубежном университете. Но это зависит не только от меня, поэтому не загадываю. В целом, мне нравится и в Вышке, и в России, если выносить за скобки некоторые нюансы, я не мечтаю «свалить». Мне кажется, что поработать постдоком и потом, например, вернуться — отличная идея, потому что перемена места, акцентов, тем и расширения своих горизонтов в науке — это очень здорово.

Было бы хорошо стать постдоком в США, потому что именно там большой процент людей, занимающихся моими темами, Штаты — это центр той области когнитивной психологии, которая мне близка. И даже среди получателей премии Graduate Conference Awards for Student Members 17 человек из Америки и по одному из России, Канады и Германии. Поэтому если говорить об эмоциях от награды, то, конечно, это очень вдохновляюще, когда кто-то извне одобряет то, что я делаю. И без премии хорошо, но с ней еще лучше однозначно.

Кроме того, для меня это пример того, что, учась в России, ты тоже можешь получать международные награды. Конечно, нам труднее, чем зарубежным студентам, но все-таки все зависит от того, насколько ваша лаборатория и ваш научный руководитель направлены на интернациональность. Если вы хотите заниматься международной наукой в России, ею можно здесь заниматься. Сложнее, но можно.