• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Навыки выступлений, умение работать по дедлайнам и в команде я приобрела в университете»

«Навыки выступлений, умение работать по дедлайнам и в команде я приобрела в университете»

© Marek Levak / Pexels

Можно ли сделать power bank своими руками? Как создать экобизнес, учась в университете? Какие навыки помогают при запуске стартапа? Ответы на эти и другие вопросы новостной службе портала дали Елизавета Имайкина, Улугбек Ахунжанов и Вадим Горбунов. Второкурсники магистратуры Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ запустили проект EcoLevel благодаря дисциплине «Интернет-предпринимательство».

Окончив бакалавриат по программе «Менеджмент» в пермской Вышке, Елизавета Имайкина решила продолжить учебу в Москве. Улугбек, приехавший в Россию из Бишкека, и Вадим, родом из Ташкента, выпускники бакалавриата НИУ ВШЭ — Москва. Бизнес-команду ребята собрали уже в магистратуре.

Елизавета Имайкина, студентка магистратуры Высшей школы бизнеса

Мы с Улугбеком несколько дней сидели в Вышке допоздна, смотрели краудфандинговые платформы в поисках идеи для учебного проекта в рамках дисциплины „Интернет-предпринимательство“, — рассказывает Елизавета. — Вдохновившись множеством эко-проектов, мы придумали приложение для телефона EcoLevel. Оно должно было помогать людям повышать свой уровень экологичности через выполнение простых повседневных заданий. Мы пытались развивать эту идею, но после консультаций с несколькими экспертами осознали, что создание и продвижение приложения — непростая задача. Тогда мы втроем устроили брейнсторм и решили, что нам нужен физический продукт, который бы закрывал насущную боль.

Благодаря customer development (глубинных интервью с потребителями для выявления потребностей и инсайтов) студенты выяснили, что главной экологической проблемой люди считают пластик. Так родилась идея для стартапа: создавать повседневные предметы из переработанного сырья, первым продуктом стал power bank (переносной аккумулятор для зарядки смартфонов). Задачи распределили в зависимости от компетенций каждого члена команды. Так, Улугбек, имеющий большой опыт в создании продуктов и развитые навыки переговоров, работает над продуктом и занимается коммуникацией с поставщиками, партнерами и представителями разных производств. Елизавета отвечает за маркетинг и продвижение проекта, а Вадим, работающий в финансовой сфере, взял на себя финансовые вопросы проекта. Тем не менее первый образец аккумулятора ребята создавали вместе.

«Это было самым сложным этапом работы для каждого из нас — признается Вадим. —  Мы попросту не знали, с чего начать, с какой стороны нужно к этому подходить. Опыта — ноль, только базовые теоретические знания. Даже пластик нормально расплавить не получилось с первого раза, не говоря уже о производстве какого-то сложного продукта».

По словам ребят, процесс создания первого корпуса занял у них более двух месяцев, но, тем не менее, они до сих пор совершенствуют модель аккумулятора. Ведь, как говорит Елизавета, получив за проект высокие баллы по дисциплине «Интернет-предпринимательство», остановиться на этом ребята не захотели.

Проект покорил наши сердца и сердца многих людей, которые нам писали, репостили наши записи, оставляли заявки на предзаказ (несмотря на то, что реального продукта у нас еще не было). EcoLevel родился в стенах Вышки, но перерос в нечто большее

Для развития своего стартапа студенты подали заявку на участие в акселерационной программе Бизнес-инкубатора Вышки. Освоить путь предпринимателей им помог не только акселератор, но и знания, полученные во время учебы.

«Вышка дала (и дает) много знаний по маркетингу: от проведения исследований и сегментирования аудитории до продвижения в интернете, — делится Елизавета. — С этими знаниями легче позиционировать себя, рассказывать о проекте потребителям и потенциальным инвесторам, запускать рекламу и делать многое другое. Такое маркетинговое мышление во многом отличает нас от людей с техническим складом ума, реализующих другие проекты с пластиком. Кроме того, умение работать по дедлайнам и в сжатые сроки, навыки публичных выступлений и командной работы я тоже приобрела в университете».

Улугбек Ахунжанов, студент магистратуры Высшей школы бизнеса

Университет очень лоялен к иностранцам: выгодная цена и хорошие условия жизни в общежитиях, отличные курсы по адаптации, наличие собственного наставника и т.д. У меня не было проблем, я всегда быстро адаптируюсь, но отмечу, что Вышка предоставляет очень много инструментов для помощи в этом. В плане работы с иностранцами я Вышкой более, чем доволен.

Возможности для студентов из других государств в НИУ ВШЭ самые широкие. Во-первых, это, безусловно, образование; российское образование, тем более в таком топовом университете, играет важную роль в твоей карьере в странах СНГ. Я знаю, что моим друзьям Вышка даже помогала с трудоустройством. Я всегда искал в Вышке — комьюнити и знания. Она дала мне и то, и другое.

Улугбек отмечает, что благодаря учебе в НИУ ВШЭ он нашел единомышленников: «Нетворкинг, нетворкинг и еще раз нетворкинг — как был ключевым фактором успеха моих проектов, так и останется. Он помог собрать команду сильных ребят, найти поставщиков и партнеров».

«ВШЭ — практико-ориентированный вуз, — добавляет Вадим. — Как в бакалавриате, так и в магистратуре все обучение было максимально приближенным к работе с реальными проектами. В нашем университете всегда учат работать в команде, правильно распределять задачи и коммуницировать с людьми. Думаю, это наиболее значимые моменты, которые нам сильно помогли».

Вадим Горбунов, студент магистратуры Высшей школы бизнеса

Я поступил в Вышку в 2015 году. Как иностранный студент, заселился в общежитие, и мне повезло с соседями - в своей комнате я прожил все четыре года, желания переехать не возникало. В общежитии также познакомился с ребятами из своего города и из страны, с которыми, кстати, близко общаюсь до сих пор. В самом универе, в группе, я тоже сразу нашел друзей. Ребята в Вышке очень дружелюбно и тепло относятся друг к другу. Кроме того, у НИУ ВШЭ есть программа поддержки иностранных студентов. В первое время она помогает студентам быстрее адаптироваться и влиться в активную студенческую жизнь.

Для меня поступление в Вышку, в первую очередь, означало начало новой, взрослой жизни, возможность быть по-настоящему самостоятельным. В нашем университете иностранцам, как и остальным студентам, много перспектив дают студенческие организации: можно выбрать по своим интересам и свободно посещать. Да и запустить стартап нам помог Бизнес-инкубатор ВШЭ. Вышка — это университет возможностей, только действовать и принимать решения, в какой области развиваться и в каком направлении двигаться, нужно самому.

Студенты также признаются, что не планируют отказываться от бизнес-тропы и в будущем, причем с акцентом на экологичное производство.

«Я уже больше четырех лет в бизнесе. Изначально все мои проекты совсем не экологичные, но сейчас я активно работаю над тем, чтобы максимально сократить вред окружающей среде, который потенциально могла создавать моя компания, — признается Улугбек. — Сейчас мое внимание направлено на EcoLevel, и я чувствую, что потенциал у проекта огромный».