• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ассоциация «Глобальные университеты»: затраты университетов на онлайн в три раза превышают экономию от перехода на дистант

Ассоциация «Глобальные университеты»: затраты университетов на онлайн в три раза превышают экономию от перехода на дистант

Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Ассоциация «Глобальные университеты» выпустила заявление, в котором выразила обеспокоенность обсуждением в СМИ вопросов качества реализации образовательных программ на дистанте. По мнению членов Ассоциации, применение вузами дистанционных образовательных технологий полностью соответствует действующему закону об образовании и не свидетельствует об одностороннем изменении ими договора об оказании образовательных услуг.

При этом практика показывает, что в ряде случаев интенсивность образовательного процесса усиливается, а количество часов, которые преподаватели и студенты проводят в контакте, увеличивается.

Подходы ведущих университетов основаны на сохранении или увеличении объема и качества текущего контроля – от студентов требуется каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам, а преподаватели должны их проверять в ускоренном режиме.

Члены ассоциации «Глобальные университеты»: БФУ им. И. Канта, ДВФУ, ИТМО, КФУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, НГУ, РУДН, Самарский университет, Сеченовский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбПУ, СФУ, ТГУ, ТПУ, ТюмГУ, Университет Лобачевского, УрФУ, ЮурГУ.

Университеты несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей техническими средствами связи и программным обеспечением. В среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на помещениях и сокращении академической мобильности.

При этом повышенные затраты на становление и стабилизацию существующего процесса университеты считают инвестициями в повышение его качества. Работа над совершенствованием дистанционных форм применительно к особенностям различных направлений будет продолжена, а университеты будут обмениваться лучшими практиками.

Заявление членов Ассоциации «Глобальные университеты» о качестве дистанционного преподавания

Мы обеспокоены появившимися в средствах массовой информации обсуждениями снижения качества подготовки студентов университетов из-за перехода в дистанционный формат реализации образовательных программ. Никто из нас не считает переход в полный онлайн благом – это вынужденная мера. Тем не менее, основная часть российских вузов, будучи вынужденными перейти на онлайн обучение, сумела удержать качество образовательного процесса.

Предлагаем разобраться в деталях того, что означает дистанционный формат, как сейчас реализовано обучение и какой объем образовательных услуг получают студенты.

С точки зрения права: Применение вузами дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ полностью соответствует действующему законодательству и не свидетельствует об одностороннем изменении ими договора об оказании образовательных услуг. В частности, в федеральном законе «Об образовании» онлайн-обучение относится к технологиям образования, а не к его формам (очная, заочная).

При реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий сохраняется форма обучения, объем оказываемой обучающимся образовательной услуги (включая количество зачетных единиц и академических часов), количество аудиторных часов, организация занятий онлайн в режиме реального времени по расписанию. В случае перехода вузов к реализации образовательной программы в дистанционном формате интенсивность и качество контактных часов не меняются по сравнению с реализацией программ в традиционном формате, либо даже усиливаются.

С учетом уже накопленной практики работы в онлайне, Минобрнауки России совместно с ведущими университетами необходимо разработать нормативно-методические документы по организации дистанционного образования и его соответствия требованиям к качеству.

С точки зрения экономики: университеты несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей техническими средствами и средствами связи, расширяя возможности их доступа к онлайн-ресурсам. В среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на прекращении использования ряда помещений и сокращении масштабов академической мобильности. При этом, университеты обеспечили сохранение в 2020 году размера платы за обучение для студентов-платников на уровне 2019 года, потеряв тем самым заметную часть внебюджетных доходов.

Таким образом, сам по себе переход в онлайн режим не позволяет говорить об ухудшении качества образовательных услуг. Студенты не только имеют право, но и должны следить за полноценной реализацией образовательной программы, на которую они поступили. Это касается студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе. Если какой-то вуз систематически не обеспечивает сохранение интерактивного режима занятий, это должно являться не только предметом требований студентов, но и задачей для Рособрнадзора. Но требования должны носить доказательный характер и предъявляться к конкретной образовательной программе.

О нашем опыте. Очное образование отличается от заочного, в первую очередь, объемом контактного взаимодействия. При дистанционном обучении объем контактного взаимодействия студентов с преподавателями сохраняется на уровне очной формы обучения, но приобретает интерактивный характер. При этом добросовестное проведение очного обучения в режиме онлайн часто характеризуется существенным повышением интенсивности занятий; это связано как с необходимостью синхронного присутствия студентов и преподавателей перед экраном электронного устройства, так и использованием чата как параллельного дополнительного инструмента обсуждения. Предусмотрено обязательное очное проведение всех лабораторных занятий, включенных в учебный план и требующих использования исследовательского, технологического и измерительного оборудования в тех случаях, если отсутствует возможность проведениях их в удаленном формате.

Подходы ведущих университетов основаны на сохранении или увеличении объема и качества текущего контроля: от студентов требуется каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам, от преподавателя – регулярно проверять их в ускоренном режиме.

Дополнительно к синхронным занятиям нашими университетами организовано обязательное консультирование преподавателями студентов как в режиме открытой коммуникации, так и по предварительной записи студентов.

Онлайн-технологии создают дополнительные возможности для расширения выбора студентами курсов профессоров других университетов, в том числе зарубежных. Ведущие вузы России с начала пандемии открыли свои онлайн-курсы для всех желающих на бесплатной основе, временно отказавшись от получения доходов.

Они позволяют накапливать и анализировать цифровой след студента в учебном процессе, улучшать учебные материалы, технологии, результаты. Появилась роль учебного и цифрового ассистента, которую выполняют студенты, получая дополнительные профессиональные компетенции.

Считаем, что практики, накопленные нашими университетами, должны быстро распространяться в системе высшего образования. При этом повышенные затраты на становление и стабилизацию данного процесса университеты считают инвестициями в его более высокое качество. Работа над совершенствованием дистанционных форм применительно к особенностям различных направлений будет продолжена, университеты постоянно обмениваются в этом отношении лучшими практиками.

Члены Ассоциации «Глобальные университеты»