• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: университет, который учится – три миссии и три главных идеи современного вуза

Ярослав Кузьминов: университет, который учится – три миссии и три главных идеи современного вуза

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Университет в современном мире не может оставаться «вещью в себе», сосредоточившись на образовании и научной деятельности. Он существенным образом влияет на развитие как страны в целом, так и своего региона через общественно-значимые проекты и инициативы. Эта деятельность, охватывающая и волонтерские акции, и благотворительность, и социальную поддержку студентов, и трансляцию знаний заинтересованным гражданам, получила название «третьей миссии». Мнение ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова о «третьей миссии» университета – в колонке для издания VTimes.

Мозги на месте

Российские университеты ощущают себя равноправными участниками глобальных академических процессов – и это огромное достижение. Необходимо отстаивать место России в глобальном научном и проектном разделении труда. Российские университеты будут и дальше расширять присутствие в мире: продвигать национальное образование на международном рынке среди магистров, аспирантов и молодых ученых из других стран. Не надо бояться играть на чужом поле: мы не только иностранцев к себе пригласим, но и на их площадке заявим о себе. Играть при недоброжелательных трибунах вполне возможно: главное – понимать, за что играем.

Нам удалось переломить тенденцию утечки мозгов, характерную для 1990-х и первой половины 2000-х гг. Как это удалось сделать? Во-первых, приглашая на работу в Россию ведущих иностранных специалистов. Во-вторых, развивая кооперацию с образовательным сообществом и бизнесом. В частности, Высшая школа экономики активно делится наработками в области социальных, гуманитарных наук, информационных технологий. Мы отдаем накопленный опыт и российским вузам, и предприятиям, развиваем сотрудничество с регионами.  Государство в последние годы потратило значительные ресурсы на развитие группы ведущих университетов. Но ведущие вузы далеки от мысли, чтобы считать эти средства подарком лично себе: мы воспринимаем эти ресурсы как общие для всей системы российского высшего образования.

В числе лидеров

Недавно Минобрнауки России предложило крупный проект федерального уровня для  повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов: Программу стратегического академического лидерства (ПСАЛ). Предполагается, что ее участники (не менее 100 вузов) будут развиваться, сохраняя опыт, полученный при исполнении предыдущих федеральных управленческих образовательных проектов. Это и проект «5–100», целью которого было добиться того, чтобы лучшие российские университеты вошли в топ-100 ведущих мировых рейтингов, и программы опорных вузов, обеспечивших высококвалифицированными кадрами свои регионы. В частности, должны сохраниться все критерии оценки качества научной работы. Не стоит инвестировать в технологии вчерашнего дня, пусть даже они лучшие в России.

Раньше таких формальных показателей качества научной работы просто не существовало – ни в России, ни в мире; ценность исследования обосновывалась убежденностью коллег, что достигнут научный прорыв. Поэтому к первым формальным показателям, которые правительство предложило университетам, я отношусь с большим позитивом. «Надуть» эти показатели, наверное, можно, но я полагаю, что за время действия федеральной программы «5–100» коллективы университетов сами научились видеть подлинные данные, а с теми, кто хотел строить «потемкинские деревни», справились внутри. И это показатель нашей жизнеспособности.

Качество онлайн

Глобальное развитие университетских онлайн-курсов, в котором отечественные вузы занимают лидирующие позиции, сравнимо с революцией, которую устроил печатный станок Гутенберга. Этот ресурс дал возможность вузам увеличить влияние университета на общество в целом.

Российские вузы стояли практически у истоков этого движения.

Сейчас Высшая школа экономики занимает 5-е место по количеству курсов на глобальной образовательной платформе Coursera. У нас 3,5 млн слушателей по всему миру, среди которых 600 000 – из США, а более 500 000 – из стран Евросоюза. Благодаря этим онлайн-курсам люди охотнее едут учиться к нам: я имею в виду не только в Вышку, но и в Россию в целом

Эта тенденция шире, чем развитие дополнительного образования, которым университеты склонны пренебрегать, да и платежеспособный спрос на него в регионах невелик. Онлайн-курсы дают почти бесплатное дополнительное образование и стимулируют производство качественного человеческого капитала в каждом регионе. Регион не может быть дееспособным, если его жители будут говорить, что у них нормального вуза нет, когда на самом деле он есть. От этого нужно уходить, с этим надо расставаться.

Учебные инновации

Университеты являются признанными инновационными центрами регионов. Одна из последних значимых инициатив – это «зеркальные» инжиниринговые центры: региональные площадки для совместных проектов вузов, их индустриальных партнеров и их совместных образовательных программ. В Высшей школе экономики активно работают 14 зеркальных исследовательских лабораторий в сотрудничестве с региональными вузами. Это не культуртрегерство: люди на местах не менее талантливы, чем в Москве, и не менее амбициозны. Их необходимо включать в сети сотрудничества, где они смогут показать себя. 

Заметен и проект «Вернадский» – создание региональных научно-образовательных консорциумов с участием МГУ, и «Университет 2035», фокус программ которого – профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Какая часть из этих проектов создана непосредственно в университетах? Полагаю, что значительная. 

Читать материал полностью