• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О еде и доме: в HSE ART GALLERY открылась выставка преподавателя Школы дизайна

«Еннале» — самая большая и самая личная выставка руководителя направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна НИУ ВШЭ Алексея Рюмина. В HSE ART GALLERY художник представил более сотни напечатанных на 3D-принтере объектов: околоархитектурных (рамки, дверные проемы, окна, паутины) и их обитателей — эмоджи-коты, кони, курьеры, ангелы и матрешки. О концепции экспозиции, славянской избе и матрешках  — в материале новостной службы портала.

Яркий пластик плюс нетипичный текст экспликаций — на выставке Алексея Рюмина все привычные объекты предстают перед зрителями в непривычных образах и ситуациях. Более сотни напечатанных на 3D-принтере экспонатов отражают то, что окружает человека, и то, что находится внутри него. «Почему выставка о еде и доме? Здесь много про отсеки, в которых человек находится, и про вещи, для которых сам человек является отсеком, — объясняет Алексей Рюмин. — Если представить матрешку, то получается, что в нас может быть еда, а мы можем быть в доме, то есть это ближайшие полюсы, между которыми мы находимся».

Алексей Рюмин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«Матрешковый» формат выставки отражается и в оформлении залов: по пути от входа в самый дальний зал галереи зрители видят — масштаб как будто уменьшается и символически каждый следующий зал находится внутри предыдущего.

Алексей Рюмин, руководитель направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художник, автор выставки

«Красный угол» (который у входа в галерею) — это такое оглавление книги. Здесь всего две работы, они задают цвета, показывают, что здесь есть цветовое кодирование и какие-то иерархии. Следующий зал, «Челюсть», посвящен институциям, когда ты как зритель принимаешь чужие правила игры: здесь работы про то, как это осваивается людьми. Он выполнен в синем цвете. Кроме того, в названии «Челюсть» также обыгрывается метафора движения по пищеводу.

Далее желтый зал, «Шалашник», о быте. Если до этого мы условно мы шли по улице, то в этом зале оказались в доме. Это место люди осваивают как личное пространство и занимаются здесь своими делами.

Последний зал называется «Мясной тезаурус» — это самая маленькая матрешка. Здесь обыгрывается тема телесного, которую воплощает красный цвет.

Формат выставки напоминает зонирование славянской избы. По словам Алексея Рюмина, ее образ возник из воспоминаний о доме на Урале, столетнем, черном, настоящем. Сыграла роль и прочитанная когда-то книга Альберта Байбурина «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян».

Когда я столкнулся с задачей сделать экспозицию, тема избы сразу внутри появилась, вспомнилась. Она соотносится с темой многих объектов. И сама по себе структура избы — очень соотносящаяся с миром вокруг и внутри человека

Название выставки «Еннале», по признанию Алексея, родилось из шутки: если биеннале проводят раз в два года, то еннале — это то, что происходит лишь один раз.

Воплотить еннале в жизнь Алексею помогали его студенты 2 курса направления «Анимация и иллюстрация». Инга Татаршао, например, моделировала объекты для печати на 3D-принтере. «Алексей объяснял мне конкретную идею, скидывал эскизы с разных ракурсов, наброски, а я разрабатывала их в программе», — рассказывает Инга. По ее словам, на занятиях обучали, как работать в программе, но опыта участия в подобной выставке у нее еще не было.

Инга Татаршао
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«С первой моделью мне поначалу пришлось тяжело, я неделю ее делала, а потом с каждой новой становилось все легче, — признается студентка. — Потому что здесь мы работали не просто с плоскими иллюстрациями, иногда требовались архитектурные знания, например, просчитать, чтобы модель устойчиво стояла и не падала. Поэтому я многому научилась, работая над этой выставкой, и я очень благодарна за эту возможность».

Алексей Кизерев помогал преподавателю с мультимедийной частью: студент создал видео о матрешках, а также сделал 3D для коллег, придумавших анимацию о коте-охотнике.

Алексей Кизерев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«У меня были достаточно подробные раскадровки от Алексея, по которым я работал, — делится студент. — Я, в целом, понимал, как работать с 3D, материалами, светом и т.д., но у меня никогда не стояло такой сложной задачи — создать анимацию как фильм, а не моушн-дизайн. Я впервые поработал над некой персонажной анимацией. Всегда боялся сделать это, но здесь представилась такая возможность. Какими средствами работать, что делать — все это было в ТЗ. И мне понравилось: я понял, что у меня может получаться».

Увидеть работы Алексея Рюмина в HSE ART GALLERY можно до 18 апреля. Вход в галерею свободный.

Вам также может быть интересно:

«Соник-фикшн: проектируя звучащие миры»: в HSE ART GALLERY открылась необычная выставка

Средний ярус Ноева ковчега, утопия о счастливом сосуществовании всех форм жизни, вселенная тиндер-дейтинга — новая экспозиция превратила HSE ART GALLERY в звуковой театр, микс вымышленных и реальных миров, куда посетители попадают с помощью звука. Авторы уникальной саунд-выставки «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры» — студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ (профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн» при участии студентов других профилей), а также известные российские и зарубежные художники. О концепции экспозиции, своей работе, звуке и нейросетях участники и кураторы рассказали новостной службе портала.

Выставка плакатов биеннале «Золотая пчела» открылась в HSE ART GALLERY

Работы посвящены 100-летнему юбилею Баухауз и ВХУТЕМАС — двух главных художественных школ ХХ века, ставших колыбелью европейского и русского авангарда и мирового дизайна. Авторы плакатов, которые можно увидеть в HSE ART GALLERY до 1 ноября, вошли в список номинантов биеннале.

В HSE ART GALLERY открылся третий выставочный сезон

Возвращение из дистанта в привычную офлайн-жизнь галерея отметила выставкой «СЕЙЧАС», которая открылась накануне. На экспозиции свои дипломные проекты представили девять выпускников образовательной программы «Дизайн» профиля «Дизайн и современное искусство».