• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мне захотелось, чтобы незрячий человек мог пользоваться всем, чем пользуются обычные люди»

«Мне захотелось, чтобы незрячий человек мог пользоваться всем, чем пользуются обычные люди»

© Высшая школа экономики

10 июня в Культурном центре прошел открытый финал конкурса HSE Startup Cup от Бизнес-инкубатора ВШЭ. Первое место в номинации «Идея» занял проект 13-летнего Даниила Хачатурова по адаптации образовательных веб-ресурсов для незрячих и слабовидящих людей. Школьник и его наставник, преподаватель Института образования НИУ ВШЭ Гульшат Суханова рассказали новостной службе портала об участии в инкубаторе и идее стартапа.

WM Products — сервис по адаптации образовательных веб-сайтов и приложений для незрячих и слабовидящих людей. Его автор — 13-летний Даниил Хачатуров, ученик госпитальной школы федерального образовательного проекта «УчимЗнаем». Школьник рассказывает, что он посвятил проект проблеме, с которой сталкивается сам. «Я являюсь незрячим человеком и испытываю трудности, когда выхожу в сеть и использую различные ресурсы. И я знаю, что их испытываю не только я, — отмечает Даниил Хачатуров. — Мне это надоело и мне захотелось, чтобы сервисы, приложения, сайты стали наконец более адаптированными, и чтобы незрячий человек мог пользоваться всем, чем пользуются обычные люди».

Гульшат Суханова, Даниил Хачатуров
© Высшая школа экономики

Развить идею и превратить ее в полноценный стартап школьнику помогла преподаватель Института образования НИУ ВШЭ Гульшат Суханова. Больше года она работает в школе проекта «УчимЗнаем», где и познакомилась с талантливым учеником: «Наш проект объединяет сеть госпитальных школ для онкобольных детей, которая в настоящее время насчитывает 7 площадок на территории Москвы и еще 44 площадки в регионах России. У нас учатся дети с тяжелыми, сложными диагнозами и Даня как мальчик, потерявший зрение в результате онкозаболевания, тоже оказался у нас». На одно из мероприятий школы осенью 2020 года были приглашены сотрудники ВШЭ, которые рассказывали ученикам, в каких олимпиадах и конкурсах нужно участвовать для того, чтобы поступить в Вышку.

«Когда настала сессия вопросов-ответов, Даня поднял руку и задал вопрос: "Как мне, незрячему старшекласснику, поступить в ВШЭ или любой другой вуз и принимать участие в олимпиадах и конкурсах, если ваш сайт абсолютно не адаптирован для таких пользователей?". Вопрос был неожиданный, но коллеги из ВШЭ отреагировали очень позитивно и сказали, что эта проблема, действительно, существует и достойна внимания. А я сразу после встречи подумала, почему бы не отправить активность Дани в конструктивное русло», — вспоминает наставница школьника.

Так Даниил стал участником конкурса «Высший пилотаж» Высшей школы экономики. Его проект получил высокие баллы (80 из 100), но не прошел в финал. Учтя все комментарии жюри конкурса, вместе с наставницей школьник продолжил работу над улучшением своей идеи и подал заявку на участие в HSE Startup Cup от Бизнес-инкубатора ВШЭ.

«В ходе недель, предшествующих финалу конкурса, была проделана огромная работа, — делится Гульшат Суханова. — В проект включилась мама Дани, которая тоже приложила большое количество усилий, помогли коллеги из госпитальной школы, и руководство проекта "УчимЗнаем" тоже сделало очень много для того, чтобы мы с Даней смогли максимально продуктивно продолжить работу над проектом. К финалу мы вышли уже с другим продуктом, подробными расчетами и с более детальной проработкой идеи».

Отмечает наставница и вклад Бизнес-инкубатора: «Сотрудники инкубатора снабдили нас большим количеством учебных материалов, прикрепили нам потрясающего трекера Анну Харитонову, которая всегда была с нами на связи, помогала готовиться к финальному выступлению, поддерживала, подсказывала, обращала внимание на недочеты и ошибки».

Команда инкубатора делает потрясающую работу: дает детям и взрослым шанс прорваться со своими идеями и привлечь к ним внимание

Даниил, впервые участвовавший в конкурсе стартапов, тоже отмечает его высокую практическую ценность: «В бизнес-инкубаторе я узнал очень много нового: как работают бизнес-модели, изучил подробнее тему стартапов и термины». Подросток признается, что у него есть идеи для новых проектов и он хотел бы стать предпринимателем.

Тем более, что первое место в номинации «Идея» конкурса HSE Startup Cup — не единственная победа проекта. 16 июня стартап школьника прошел в полуфинал конкурса инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Жюри конкурса, в которое вошли эксперты из НИУ ВШЭ, РАНХиГИС, MAXIMUM Education, Сбербанка, акселератора xEdu, Сколково и других компаний, отобрали проект Даниила и еще 34 стартапа среди 518 заявок из разных стран.

«Мы будем привлекать к нашему проекту внимание различных организаций, инвесторов и сообществ, и я надеюсь из этого что-то получится, — делится планами Гульшат Суханова. — Потому что социальная значимость и актуальность проекта даже не требует каких-то оснований».