• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Цифровой профессор» рассказал студентам ВШЭ, как сочетать обучение с развлечением

«Цифровой профессор» рассказал студентам ВШЭ, как сочетать обучение с развлечением

Фото: Kidzania.com

Один из международных преподавателей, приглашенных для дистанционной работы со студентами ВШЭ в рамках проекта «Цифровые профессора», — Гер Граус, глобальный директор по образованию международной сети детских центров «Кидзания». Для студентов магистерской программы «Управление образованием» он провел ряд семинаров на тему Schooling vs Education.

В ВШЭ реализуется программа привлечения международных специалистов по дистанционным договорам («Цифровые профессора»). Проект направлен на развитие международного сотрудничества с преподавателями и исследователями зарубежных образовательных и научных учреждений, на подготовку обучающихся с привлечением высококвалифицированных кадров с международным опытом и экспертизой, которые находятся за пределами России.

Гера Грауса пригласил Институт образования ВШЭ, и он стал сотрудничать с одним из его подразделений — Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского. Этот центр, в частности, изучает неформальный сектор образования, где дети учатся за рамками школьного учебного плана.

Гер Граус
Фото из личного архива

Гер Граус — всемирно известный эксперт в сфере Edutainment, педагогической технологии, предусматривающей сочетание обучения с развлечением. Он обладатель многих наград, в том числе является офицером Ордена Британской империи. Главное направление его работы в последние годы — «Кидзания». 22 года назад это был небольшой проект в Мексике, позволяющий детям попробовать свои силы в различных профессиях. Сейчас это 27 парков в 19 городах мира, в том числе в Москве, где детям предлагается освоить более 150 профессий в игровой форме

«Выступления профессора Грауса на тему Schooling vs Education не только имели успех у студентов магистерской программы «Управление образованием», но также оказались востребованы на других программах магистратуры и у аспирантов Института образования. Важно, что профессор Граус активно включился в научную работу, стал сотрудничать с российскими коллегами», — отмечает Иван Иванов, аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского.

В частности, в журнале «Вопросы образования» была опубликована статья «Эдьютейнмент-центры как образовательный феномен. Кейс Кидзании», одним из авторов которой является приглашенный профессор. При его участии готовится к публикации книга о российских кейсах Edutainment. Важно, что «Кидзания» сотрудничает с ведущими университетами мира, собирает данные и готова делиться ими с российскими учеными.

Гер Граус был идейным вдохновителем и модератором двух международных круглых столов, посвященных неформальному образованию, которые прошли в Институте образования в конце прошлого года. Результатом первого круглого стола стал сборник лучших практик на постсоветском пространстве, который открывает мини-серию публикаций «Постсоветское внешкольное образование». В работе второго круглого стола, где обсуждались перспективы неформального образования после пандемии, также принял участие Андреас Шляйхер — руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР.

Как отметил профессор Граус в интервью новостной службе портала ВШЭ, школьное образование во всем мире не ориентировано на практику, и школьные отличники, как правило, плохо ориентируются в жизненных ситуациях. Решить эту проблему поможет профориентация, причем изучать окружающий мир с учетом своих потенциальных профессиональных возможностей дети могут с пятилетнего возраста.

Гер Граус, приглашенный профессор Института образования ВШЭ:

Наше глобальное исследование, в котором участвовали почти 600 тыс. детей из разных стран, показало, что стереотипы, связанные с выбором профессии, формируются еще в четырехлетнем возрасте и сохраняются спустя десять лет. Например, мальчики хотят стать летчиками, девочки — продавщицами или администраторами в отелях. Различия между детьми из разных стран статистически не значимы.

Несмотря на то, что девочки выполняют интеллектуальные тесты лучше, чем мальчики, они возвращаются к гендерным стереотипам, когда дело доходит до построения карьеры. Независимо от своего происхождения, они выбирают занятия, предназначенные для детей более младшего возраста, потому что не уверены в себе и в своих силах. Преодолеть эти стереотипы можно с помощью профессиональных проб и пространств для экспериментов.

По его мнению, такие центры неформального образования, как «Кидзания», дают возможность детям лучше узнать и сформировать собственные интересы и ценности через деятельность, пробудить любопытство и стремление к обучению. «Дети могут стремиться только к тому, о существовании чего им известно, — подчеркнул Гер Граус. — Ребенок из неблагополучной семьи вряд ли отдаст предпочтение профессии хирурга или телеведущего — он скорее захочет работать продавцом или курьером. Поэтому очень важно обучение, основанное на опыте».

К обсуждению содержания образования необходимо привлекать представителей бизнеса, считает Гер Граус, причем интересоваться тем, какие навыки, помимо академических, они считают необходимыми для своих работников. Участвовать в развитии этих навыков у студентов работодатели могут в ходе производственных практик. Приглашенный профессор принял участие в обсуждении данной проблематики в Институте образования ВШЭ вместе с научным руководителем института Исаком Фруминым, заместителем руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталией Киселевой, представителями предприятий и студентами.

Профессор Граус также высказал мнение о студентах Вышки, подчеркнув, что для них характерна огромная энергия, жажда успеха, стремление к путешествиям и интерес к университетской жизни.