• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руткевич: в аспирантуре много людей, не имеющих отношения к науке

РИА Новости. 13 июля 2012

Главная задача аспирантуры — воспроизводство научно-педагогических кадров, однако в силу ряда причин ее не удается решить в полной мере. Чем можно привлечь аспирантов на гуманитарные специальности, в интервью РИА Новости рассуждает декан факультета философии НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.

— Алексей Михайлович, зачем вообще нужна аспирантура?

— Аспирантура с давних времен была рассчитана на людей, желающих заниматься наукой. И ситуация не изменилась — аспирантура как социальный институт связана с воспроизводством научно-педагогических кадров. В сфере гуманитарных наук кандидатская диссертация — это квалификационная работа, показывающая, что человек способен на определенном уровне заниматься наукой. И если магистерская диссертация — аналог статьи или брошюры, то кандидатская — небольшая книга. Правда, ее объем в два раза меньше, чем диссертации на соискание степени Ph.D в зарубежных университетах.

— Почему в аспирантуру российских вузов идет довольно много людей, не собирающихся становиться преподавателями или учеными?

— Эта ситуация характерна для всего мира. Если человек занимается, например, прикладной экономикой, то диссертация поможет ему лучше чувствовать себя в бизнесе. Но в таких сферах, как философия, история, филология, аспирантура все-таки рассчитана на тех, кто хочет быть ученым и преподавателем. Исключения только подтверждают правила.

Другой вопрос, что за последние годы аспирантура невероятно разрослась, заполнена людьми, которые не имеют отношения к науке, в том числе прикладной: кто-то не хочет в армию, кто-то ищет жениха, кто-то нуждается в общежитии... И вузы против этого не возражают, поскольку получают на аспирантов государственные средства, обеспечивают занятость преподавателей, да и в соответствии с государственными требованиями они должны иметь определенный процент аспирантов.

— Может быть, стоит сократить число аспирантов?

— В целом ряде областей у нас колоссальная нехватка ученых хорошего уровня: наука состарилась, средний возраст сотрудников институтов РАН — 65-70 лет. Кто-то должен прийти им на смену.

Средний возраст доцента, преподающего философию, — 55-60 лет, профессора — под 70 лет. На бюджетные места в бакалавриат факультетов философии ежегодно набирают около 500 человек, из них по меньшей мере треть отсеивается в процессе обучения. А потребность в вузовских преподавателях философии, логики велика — порядка 15-20 тысяч по всей стране. Есть потребность в расширении набора и в бакалавриат, и в те аспирантуры, где есть нормальные диссоветы и нормальные кадры.

В нашей сфере ситуация осложняется тем, что еще не произошла смена кадров, перешедших от советской эпохи, а это чаще всего люди без философского образования, отставные политруки, партийные деятели и их жены. В иных аспирантурах до сих пор воспроизводят марксизм-ленинизм. Но поскольку диссоветов у нас меньше, контроля над ними больше, а значит меньше тех, кто проплачивает диссертации.

— Что нужно сделать для улучшения ситуации?

— Первое — повысить стипендии. Даже те аспиранты по экономике и социологии, которые учатся в академической аспирантуре ВШЭ и получают стипендию 25 тысяч рублей, в бизнесе заработают больше. Но если такая аспирантура появится для философов, историков, филологов, это станет для них серьезным стимулом — надеюсь, уже в этом году у нас будет такой набор.

Второе — наладить отбор, усилить требовательность со стороны факультетов и любых объединений, где есть аспирантура и диссоветы. Тут многое зависит от профессионализма коллег, набирающих аспирантов.

Третье — давать молодым людям возможности заработка по специальности. Аспиранты-экономисты и социологии вовлекаются в эмпирические исследования, где есть серьезная финансовая поддержка, в случае с философией или историей подобных возможностей меньше. Но наш факультет, например, предлагает аспирантам педагогическую практику — подготовить небольшой спецкурс по теме диссертации. Есть зарубежные стажировки, наши основные партнеры — университеты Германии и Франции, поэтому второй язык — немецкий или французский — обязателен еще в бакалавриате.

— Согласно статистике большая часть аспирантов российских вузов не защищает диссертации. Можно ли что-то изменить?

— Мне в этом смысле везло — за время работы в ВШЭ из десяти аспирантов у меня защищаются девять. Для научного руководителя это вопрос везения: у аспирантов бывают разные материальные, семейные обстоятельства и разные искушения. Аспирант одного нашего профессора уехал в Австралию: ему интереснее там работать, чем здесь писать диссертацию.

У научной работы в каждой сфере — свои особенности. У химика это эксперименты, а у нас — работа в библиотеке, написание авторских текстов. Нужно включаться в эту работу, постоянно контактировать с научным руководителем и с кафедрой, сдавать экзамены кандидатского минимума. По-разному складываются отношения аспиранта и научного руководителя, но научный руководитель не может вытягивать аспиранта, если тот ничего не хочет делать. В нашу аспирантуру, как правило, идут те, кто всерьез намерен писать диссертацию, и среди них есть очень интересные люди.