• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа «Changing Europe»: преимущества междисциплинарности

В начале августа в Москве проходила 7-я международная летняя школа «Changing Europe», организованная Высшей школой экономики и Центром восточноевропейских исследований Университета Бремена. Как оценивают школу ее организаторы и участники?

Летнюю школу «Changing Europe», посвященную проблемам трансформации стран бывшего социалистического блока, Центр восточноевропейских исследований Университета Бремена проводит с 2006 года. За это время школа — а на нее, как правило, собираются молодые исследователи и преподаватели из стран Центральной и Восточной Европы — побывала в Берлине, Варшаве, Бремене, Киеве и Праге. В 2011 году площадкой для проведения школы впервые стала Высшая школа экономики. Этот опыт оказался настолько удачным, что и в 2012 году «Changing Europe» снова приехала в Москву.

В нынешней школе участвовали около двадцати исследователей из университетов и научных центров Германии, Чехии, Бельгии, Италии, Румынии и, конечно, России. «Кандидаты на участие в школе отбирались по конкурсу, — рассказал соруководитель школы, ординарный профессор ВШЭ Леонид Косалс. — Информация о нем была размещена на сайте немецкого центра и распространялась по социальным сетям. Была заранее объявлена общая тема школы («Central Eastern Europe and the CIS: between post-socialist path-dependence, Europeanization and globalization»), и кандидаты присылали заявки с коротким описанием своей исследовательской работы. Затем они предоставляли развернутый текст, причем некоторым кандидатам отборочная комиссия давала возможность довести его «до ума». В число экспертов, отбиравших работы, входили и представители Вышки — Александр Чепуренко и Андрей Яковлев. После этого была сформирована программа школы, и под нее подбирались дискуссанты и руководители сессий».

Всего было проведено семь сессий по различной тематике. Так, темами первого дня стали «Избавление от плановой экономики», «Городские пространства» и «Авторитарные тенденции в странах СНГ». В последующие дни участники школы обсуждали вопросы нравственной трансформации и новых систем ценностей в постсоциалистических обществах, европеизации СНГ, проблемы памяти и идентичности. Однако только научными сессиями программа школы не исчерпывалась.

«Это была комбинация традиционной академической конференции, на которой обсуждаются результаты работ, и обучения неким академическим навыкам, которые полезны для молодых исследователей, — пояснил Леонид Косалс. — Конечно, основной задачей для них было получить реакцию на свою работу как от молодых коллег по научному сообществу, так и от более зрелых исследователей. Но мы организовали также занятия и лекции, в ходе которых рассказывали о том, как нужно готовить статьи в академический журнал, как подавать заявку на грант, как работать с электронными ресурсами».

Несмотря на междисциплинарный характер школы, ее участникам быстро удалось найти общий язык. «В этом смысле подобралась очень удачная группа, — отметил Леонид Косалс. — Шел активный обмен вопросами, замечаниями, соображениями разного рода. Акцент был сделан на исследования, связанные с Восточной Европой. Этот региональный фокус и стал объединяющим фактором — хотя участники и представляли разные страны, можно было выделить общий для всех трансформирующихся обществ набор проблем. А подход к исследованиям у большинства участников был именно проблемно-ориентированным. Они изучали конкретные проблемы, а не занимались сугубо методологическими вещами».

В качестве одного из экспертов и ведущих панельной дискуссии на школе выступал директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. В первые годы проведения школы «Changing Europe» он был координатором этого проекта от России и занимался «продвижением» его в российском исследовательском сообществе.

«Для ВШЭ проведение этой школы чрезвычайно полезно, — уверен он. — Для нас это еще одна возможность установления неформальных контактов с молодым поколением европейских исследователей, которые занимаются проблематикой переходных обществ и экономик. Это может быть полезно и с точки зрения возможного привлечения кого-то из них на работу в Вышку, поскольку мы занимаемся рекрутингом исследователей со степенью PhD. Это также полезно и в плане формирования сети специалистов, которые работают над теми предметами и сюжетами, над которыми работаем мы сами. Еще один существенный «плюс» школы в том, что она междисциплинарная. Сейчас много конференций, направленных на одну конкретную дисциплину, и это хорошо, когда люди по своей специальности что-то обсуждают. Но мне представляется, что развитие науки и исследований в последнее время происходит на стыках между разными дисциплинами. И такого рода междисциплинарное обсуждение, при всех возможных проблемах, полезно для поиска новых идей и получения реакции от представителей других областей. Оно помогает найти новый взгляд на твой собственный предмет».

 

Своими мнениями о прошедшей школе поделились и некоторые из ее участников.

 

Вера Йотанович, Римский университет Ла Сапиенца (Италия):

— Когда я училась в Париже, мой лучший друг, который преподавал в Sciences Po, переслал мне письмо с приглашением на эту летнюю школу. Это было в прошлом году — я подала заявку, она была отобрана, и я поехала в Москву. Мне очень понравилось, как здесь все прошло, и вот я вернулась на школу уже во второй раз. В этом году я привезла на школу исследование, посвященное сравнению экономической ситуации в балканских странах и странах Евросоюза. Для сравнения я использовала 11 макропеременных, отслеживая их изменение на протяжении почти двадцати лет и сравнивая их с тем, как аналогичные показатели менялись в странах ЕС. Я очень довольна теми отзывами на свою работу, которые здесь получила. Собственно, ради этого я на школу и приезжала. Профессора, выступавшие в качестве экспертов на школе, говорили нам много хорошего, но в то же время много критиковали, и это особенно ценно. Мне важно было узнать, что я могу сделать, чтобы улучшить свое исследование.

 

Лейла Сафта-Зекерия, Университет Гумбольдта (Германия):

— О школе «Changing Europe» я тоже узнала в прошлом году — от своего научного руководителя, который рассказал мне о том, как подать заявку на участие. Но, к сожалению, в прошлом году я приехать сюда не смогла, поэтому попросила научного руководителя сообщить, когда такая возможность появится в следующий раз. Как видите, она появилась, я подала заявку и стала участником школы. Свое исследование я готовила специально для представления на этой школе, оно было связано с анализом path dependence в румынской психиатрической системе. Я исследую, как представления о правах человека перенимались в постсоциалистических странах и какое влияние этот процесс оказал, в частности, на состояние психиатрической системы в Румынии. Меня, например, интересует, почему законодательные изменения в этой сфере не нашли отражения на практике. Мне понравилось, как на школе проходило обсуждение наших докладов, это было с пользой проведенное время.

 

Василь Ротару, Национальная школа политических исследований и государственного управления (Румыния):

— В течение полугода я проводил исследование в Университете Левена, и именно там от своего коллеги узнал о том, что есть возможность принять участие в школе «Changing Europe». Я подумал, что это может быть полезно для моей работы, подал заявку на участие, был отобран и очень этому рад. В центре моего исследования — программа «Восточное партнерство» и ее влияние на взаимоотношения ЕС и России. Является ли эта инициатива Евросоюза некоторым вызовом для внешней политики России на постсоциалистическом пространстве? Как Россия на нее реагирует? Изменились ли отношения ЕС и России после запуска этой программы в 2009 году? Вот ряд вопросов, ответы на которые я пытаюсь найти. Интересно было услышать мнения о моей работе как от коллег-студентов, так и от уже состоявшихся исследователей, профессоров ВШЭ. Здесь собрались люди, специализирующиеся в самых разных областях экономики, социологи, политической науки, даже антропологии. Это, с одной стороны, неплохо, но, с другой стороны, возможно, имеет смысл организовать обсуждение по секциям. Не будучи специалистом в некоторых областях, я, например, не всегда мог задавать вопросы по существу представленных исследований и компетентно участвовать в дискуссии. Но в целом участие в школе было для меня очень интересным опытом.

 

Маргарита Зобнина, доцент кафедры стратегического маркетинга НИУ ВШЭ:

— Мне было интересно посмотреть, как зарубежные коллеги работают над своими PhD-проектами — дело в том, что я уже защитила кандидатскую диссертацию и сейчас думаю о получении PhD-степени. Но мое участие в школе не объясняется лишь этим интересом. Всегда полезно расширить свой кругозор, узнать, над какими темами трудятся коллеги, какие есть подходы к академической работе, как представители разных дисциплин решают схожие исследовательские задачи. В исследовании, которое я представила на школе, я анализировала разницу в потребительских ожиданиях в гостиничном секторе на основе модели Кано. Мне было интересно, насколько в этом смысле существенно различие между возрастными группами, а также между опытными путешественниками и теми, кто раньше не выезжал за рубеж. Оказалось, что разница между «старшими» путешественниками и условной «молодежью» более существенна, чем между опытными и начинающими путешественниками. Междисциплинарность школы мне кажется ее несомненным преимуществом. На эволюцию разных процессов можно было взглянуть с разных сторон, узнать, например, что из политологии может быть применимо в маркетинге, что из инструментов Total Quality Management может применяться в социологии и так далее. Это намного интереснее, чем замыкаться в своей узкой специальности.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.