• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты НИУ ВШЭ впервые сдали независимые экзамены по цифровым компетенциям

Студенты НИУ ВШЭ впервые сдали независимые экзамены по цифровым компетенциям

© НИУ ВШЭ

С 2017 года в Высшей школе экономики реализуется проект Data Culture, в рамках которого каждый студент осваивает цифровые компетенции. Это необходимо, потому что цифровая среда, цифровые сервисы и технологии сегодня пронизывают все сферы профессиональной деятельности. В этом году независимые экзамены по цифровой грамотности впервые стали обязательными, их сдали 4,5 тысячи первокурсников 40 бакалаврских образовательных программ во всех кампусах.

Цель проекта Data Culture — дать всем студентам Вышки современные цифровые навыки. Вне зависимости от направления подготовки они изучают основы цифровой грамотности для жизни, алгоритмическое мышление и программирование на языке Python (он наиболее популярен и достаточно прост для освоения), анализ данных и методы искусственного интеллекта. С этого года экзамен по цифровым компетенциям должен сдать каждый студент бакалавриата, причем уровень их освоения зависит от образовательной программы.

«Проект Data Culture в Высшей школе экономики стартовал в 2017 году, и это было связано с пониманием, что мы вступили в цифровую эпоху. Когда мы говорим о подготовке кадров для цифровой экономики, то имеем в виду не только специалистов в области компьютерных наук и компьютерных технологий. Цифровые компетенции должны быть у любого специалиста, чем бы он ни занимался, потому что цифровая среда, цифровые сервисы и технологии сегодня пронизывают все сферы профессиональной деятельности», — говорит проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

«Начинали мы с пилотного запуска на нескольких образовательных программах отдельных дисциплин, на которых прошли обучение всего около 5 тысяч студентов. Постепенно концепция охватила все образовательные программы и все кампусы, и сейчас уже более 30 тысяч студентов в год изучают курсы по Data Culture», — рассказывает руководитель проекта, директор Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Ольга Подольская.

Важно, что студент осваивает инструменты и способы работы с данными на примере задач не только из области IT, но и из профессиональной сферы того или иного направления подготовки — от филологии до дизайна, от математики до географии. В индивидуальных планах студентов есть целая линейка курсов Data Culture и по сквозным цифровым компетенциям (например, «Цифровая грамотность», «Основы анализа данных»), и по профессиональным навыкам («Обработка и анализ данных физического эксперимента», «Графический дизайн»).

«С 20 февраля по 25 марта мы провели первые независимые экзамены по цифровой грамотности на русском и английском языках. Средний балл составил 5,91 (в Вышке 10-балльная шкала оценивания. — Ред.), при этом лучший средний балл (6,09) показали студенты санкт-петербургского кампуса. 84% студентов от числа сдававших получили положительные оценки, у 23% оценка “отлично”», — отмечает Александра Алехожина, начальник отдела развития цифровых компетенций НИУ ВШЭ.

При создании экзамена был учтен передовой опыт зарубежного и отечественного образования, в том числе исследования Института образования НИУ ВШЭ, была создана собственная технология проверки заданий практически без участия человека. «Можно утверждать, что наш экзамен находится на стыке передовых исследований и практики измерений цифровых компетенций», — отмечает эксперт проекта Data Culture Дмитрий Широков.

Помимо цифровой грамотности, 45 студентов образовательной программы бакалавриата «Клеточная и молекулярная биотехнология» в этом году сдали экзамен по алгоритмическому мышлению и программированию на базовом уровне. «Мы взяли за основу онлайн-курс “Python как иностранный” и дополняли его биологическими примерами на семинарах», — рассказывает преподаватель курса Ксения Дейниченко. По мнению студента Вячеслава Федорова, это очень качественно данная база, на которую впоследствии должны хорошо ложиться углубленные курсы и профориентация.

Подготовка к экзаменам на образовательных программах устроена по-разному: например, у студентов гуманитарных направлений курс по цифровой грамотности обязательно включен в учебный план, на других программах элементы цифровой грамотности могут быть интегрированы в научно-исследовательский семинар или другие профильные курсы. Разработаны онлайн-курсы «Цифровая грамотность», «Python как иностранный», «Статистика для анализа данных», «Основы машинного обучения», так что студенты могут готовиться к экзаменам самостоятельно.

Цифровые компетенции, которые должен получить студент Вышки за время обучения, не ограничены модулем Data Culture и являются сквозными, пронизывающими всю программу бакалавриата. Они могут быть включены в самые разные дисциплины, в том числе при изучении майнора на 2–3-м курсе (обязательного учебного цикла из нескольких курсов, в рамках которого студент выбирает дополнительную образовательную траекторию сверх подготовки по основному направлению), а также в программу практики.

К онлайн-курсам по Data Culture подключаются преподаватели и студенты вузов-партнеров. Вышка организует программы повышения квалификации для преподавателей, помогает проводить внедрение Data Culture в вузах-партнерах. Например, в апреле к обучению приступили преподаватели Северо-Восточного федерального университета (Якутск), летом начнутся программы повышения квалификации для Пермского государственного национального исследовательского университета и Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса.