• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас учатся говорить и мыслить»

16 и 17 февраля в Высшей школе экономики прошел студенческий турнир по парламентским дебатам «Назад, к истокам». Главными организаторами турнира выступили студенты из Клуба парламентских дебатов НИУ ВШЭ.

Радмила Султанова и Юлия Литвиненко — активные участницы дебатов и члены руководства клуба. Радмила — выпускница факультета государственного и муниципального управления, ныне слушательница подготовительного отделения магистратуры при факультете менеджмента, Юлия — студентка третьего курса факультета мировой экономики и мировой политики. О жизни клуба и о том, как стать успешным дебатером, они рассказали в интервью новостной службе портала.

— Как давно в Вышке действует Клуб парламентских дебатов? И какова его структура?

Радмила: Клуб существует с 1999-го, а 2007 год мы считаем годом «второго рождения» клуба — в это время пришло много новых активных ребят, готовых вкладывать силы и время, чтобы дебаты в Вышке развивались. Сейчас клубом руководят шесть человек, они ведут основную организационную работу. Я, помимо прочего, тренирую новые команды, а Юля занимается решением оргвопросов с администрацией университета. Среди постоянных членов клуба есть несколько тренеров и судей.

— Что такое студенческие парламентские дебаты?

Радмила: Дебаты — это интеллектуальная игра. В ней принимают участие четыре команды по два человека. Обычно на обсуждение выносится какой-либо законопроект, две команды выступают за него и две — против. По итогам выступления команд эксперты оценивают их и распределяют места.

Юля: Важно, что позиции команд распределяются не по желанию, а по жребию. Иногда ребятам приходится отстаивать точку зрения, не соответствующую их убеждениям. Некоторых это удивляет, ребята спрашивают: «Как я могу утверждать что-то, если сам придерживаюсь противоположного мнения?» Но мы отвечаем, что это идет только на пользу, благодаря такой системе участники расширяют свое мировоззрение, избавляются от черно-белого мышления.

— Для чего люди обычно приходят на дебаты?

Рада: Большинство ждет, что благодаря игре научатся убедительно и красиво говорить. Но в первую очередь дебаты учат мыслить. Они развивают три типа мышления. Первое — критическое: ты продумываешь аргументы и анализируешь, почему основываешься именно на этом утверждением, а не на другом, почему выстраиваешь свою аргументацию так, а не иначе. Второй тип мышления — системное: все твои доводы и аргументы должны выстроиться в логическую цепочку, образовать единое целое, все аспекты должны быть учтены. И наконец — сравнительное мышление: ты находишься с соперниками в разных системах координат, и твоя система координат должна выглядеть более убедительной и справедливой.

В начале года мы проводим презентацию клуба, после которой к нам приходит около 100 человек. Некоторые приходят ради общения и знакомств, другие — ради нового интересного опыта. Иногда девушки начинают посещать занятия из-за привлекательных молодых людей — членов клуба. Через год из них остается не более 20. Обычно эти люди принадлежат к одному из двух типов: либо склонные к анализу и детальному структурированию информации, либо креативные «генераторы идей», способные выдавать огромное количество нестандартных мыслей в течение короткого времени. Часто бывает, что эти два типа людей притягиваются друг к другу и образуют команды.

— Как вы увлеклись дебатами?

Рада: Я пришла на дебаты на первом курсе, после окончания первой сессии. Я была из тех девушек, которые приходят из-за понравившегося молодого человека. В результате молодой человек бросил дебаты, а я осталась. Первые два года прогресс у меня шел достаточно медленно, многое не получалось. Я не могла говорить и одновременно продумывать следующую идею, смотрела не туда… Потом произошел перелом — мы с тиммейтом (напарником по команде) «сыгрались», стали выступать все более успешно. Я осталась потому, что каждый турнир, каждое занятие было для меня вызовом, преодолением. Когда я поняла, что могу развиваться в этой сфере, начала продумывать свои методы подготовки, новые подходы к структурированию, выявлению аргументов. А когда методика сложилась, я решила, что хочу делиться ей с менее опытными ребятами. Так началась моя тренерская деятельность.

Юля: Я попала на дебаты благодаря Радмиле. Мы жили в одной комнате в общежитии, и целый год я слушала ее рассказы о том, как это увлекательно, как расширяет кругозор, развивает разные полезные навыки. Я тоже решила попробовать свои силы. Прекрасно помню свой первый турнир, моим тиммейтом была Радмила, и во многом благодаря ей мы тогда выступили успешно. Мне кажется, что один турнир дал мне больше, чем месяц изучения теории. В нем участвовало много новичков, поэтому темы нам дали заранее, и у нас была возможность подготовиться, изучить информацию.

— Чему учат на дебатах в первую очередь?

Юля: Главное в дебатах — что и как ты говоришь. Хотя и подача имеет значение. В качестве базы мы учим ребят принципиально важным вещам: смотреть на судью, не держать в руках какие-то предметы, не пользоваться записями. Но манеру выступления ребята вырабатывают самостоятельно, она должна быть индивидуальной и появляется на более поздних этапах, когда человек чувствует себя уже достаточно уверенно. Единой «правильной» манеры не существует, каждый дебатер в итоге находит свой собственный стиль. Не менее важно взаимодействие внутри команды. Когда у нас с напарницей были проблемы в выступлениях, мы не могли достичь высоких результатов, добиться слаженности, Радмила сказала мне, что не бывает проблемы в ком-то одном — проблема в нас обеих. Часто бывает, что прекрасные спикеры могут дотянуть команду до финала практически в одиночку, но на финише команда все же проигрывает более слаженным командам, где люди хорошо понимают друг друга. Во время дебатов у команды есть только 15 минут на подготовку выступления, и очень важно за эти 15 минут понять идеи партнера, донести до него свои и выработать единую линию. Благодаря этому общему языку тиммейты часто становятся близкими друзьями, их общение перестает ограничиваться рамками клуба.

— Как происходит подготовка тренеров и судей для парламентских дебатов?

Радмила: Желание и способность учить пришли ко мне с опытом. Среди тренеров есть как те, кто учился по каким-то специальным методикам, так и те, кто начал помогать другим командам спонтанно. Тренерство требует сильной мотивации и серьезного подхода. Я не только провожу лекции, рассказываю ребятам какие-то важные вещи, но и даю домашние задания, обязательно проверяю их. Вообще и тренер, и судья должны быть хорошими дебатерами, но далеко не каждый хороший дебатер способен научить этому или оценивать других. Для судей существуют специальные тренинги, потому что судейство подразумевает знание критериев оценки. Нужно оценивать не только выступление команды, но и индивидуально каждого спикера по 100-балльной шкале. Судья отслеживает не только аргументированность и четкость выступления, но и, например, неполиткорректные и неэтичные высказывания — за них автоматически ставится низкая оценка, не более 55 баллов. Судейство — это тоже призвание, оно требует внимательности, высокой концентрации, особого склада ума.

— Сотрудничаете ли вы с другими клубами дебатов Москвы?

Радмила: Да, конечно. Мы участвуем в турнирах, организованных другими клубами, они приезжают на наши. В этом году, например, на базе нашего клуба проходил первый этап кубка Лиги чемпионов, куда съехались участники со всей России. А в феврале мы проводили русскоязычный чемпионат «Назад, к истокам». Это название пришло нам в голову потому, что в последнее время мы стали замечать, что движение дебатов отдаляется от того, что лежало в его основе изначально. Например, слишком часто задаются религиозные темы: «Эта Палата считает, что быть религиозным человеком лучше». Они могут быть очень интересными, но общий вектор меняется в нежелательную сторону. Идея нашла поддержку во многих клубах. В результате, несмотря на то, что чемпионат проводился впервые и мы не планировали делать его масштабным, заявки на участие подали 100 команд. Пришлось проводить жесткий отбор. 40 команд допустили к участию.

Юля: Приятной неожиданностью стал яркий финал. Он проходил во второй день. Как правило, команды устают за первый день, и поэтому во второй день состязание получается менее интересным. Но наш чемпионат стал исключением, и от финала получили удовольствие как его участники, так и зрители. Сейчас мы начали подготовку к следующему турниру — HSE Open. Это международный чемпионат, с 2010 года он проходит на английском языке, мы приглашаем из-за рубежа не только участников, но и судей. HSE Open требует еще более тщательной подготовки, это и помощь участникам в оформлении виз, и организация встреч в аэропорту, и проведение экскурсий. На Чемпионате мира по парламентским дебатам наша команда презентовала промо-ролик HSE Open, и, по словам ребят, он был принят очень тепло. Прием заявок уже начат, и за несколько дней мы получили заявки от 20 команд, 17 из которых — зарубежные. Поэтому мы ожидаем большое количество гостей и постараемся сделать все на высшем уровне, чтобы чемпионат стал для них незабываемым событием.

 

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Я прогулял лекцию по алгебре, потому что поехал на роды»

В спецпроекте, посвященном Дню защиты детей, студенты Вышки рассказывают, как совмещать учебу в университете с рождением и воспитанием ребенка — и не сойти с ума.

«Интеллектуальная ворона» в 11-й раз собрала мастеров игры «Что? Где? Когда?»

26 апреля Ассоциация интеллектуальных клубов ВШЭ — одна из старейших студенческих организаций Высшей школы экономики — провела в университете ежегодный турнир по игре «Что? Где? Когда?» — «Интеллектуальная ворона-2015». Победу в турнире одержала команда Ильи Бера, в составе которой было трое игроков, всего за день до этого сражавшихся против телезрителей в прямом эфире на Первом канале.

«Интеллектуальная ворона» объединяет лучших знатоков

В Высшей школе экономики  прошел десятый ежегодный турнир «Интеллектуальная ворона» — соревнование по игре «Что? Где? Когда?». За победу боролись 58 команд, а это почти 350 участников, представляющих разные города России и СНГ.

Прокатились на здоровье

870 человек приняли участие в очередном Дне здоровья ВШЭ. Праздник, совмещенный с любительскими соревнованиями горнолыжников и сноубордистов, состоялся 2 марта в спортивном комплексе «Кант».

Как стать лицом факультета

В Пермском кампусе ВШЭ проходит студенческий конкурс HSE FACE. Суть конкурса в соревновании пар (студент и студентка), каждая из которых представляет свой факультет. С 5 по 12 марта преподаватели и студенты кампуса голосуют за лучший фотографический образ пар, но это лишь один из этапов конкурса.

Студенты пермской Вышки встретились с консулом США

В Пермской краевой библиотеке имени Горького состоялась встреча генерального консула США в Екатеринбурге Отто Ханса Ван Маерссена со студентами пермских вузов, в том числе кампуса Вышки.

Студенты ВШЭ приняли участие в Конкурсе имени Джессопа

2 февраля завершился российский этап конкурса по международному праву имени Джессопа, на котором команда факультета права московской Вышки заняла восьмое, а команда юридического факультета Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ — 12-е место.

Скидки для платных студентов могут стать стимулом к хорошей учебе

28 января на семинаре Института образования ВШЭ обсуждался вопрос, как стимулировать студентов хорошо учиться. С докладом «Оценивание воздействия скидок на успеваемость студентов первого курса ВШЭ» выступила проректор Мария Юдкевич.

Студенты ВШЭ получили именные стипендии Сбербанка

Трое студентов Высшей школы экономики: Роман Кочнев, Михаил Можжевитин и Игорь Кулик, поступившие в ВШЭ как победители Всероссийской олимпиады, стали стипендиатами Сбербанка России.

Интеллектуальная игра IQ для школьников-2013

15 декабря состоялась очередная, уже четвертая по счету ежегодная интеллектуальная Игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная совместно факультетом довузовской подготовки и Ассоциацией интеллектуальных клубов ВШЭ.