• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

© Высшая школа экономики

Понятие «антропоцен» в последние годы приобрело популярность как обозначение пространства дискуссий о воздействии человека на природу и формирование окружающей среды. Обсуждению этой проблематики была посвящена летняя школа «Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий». Организаторами выступили Антропошкола ТюмГУ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ ВШЭ при поддержке программы «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики.

Участники школы сфокусировали внимание на экологии и вопросах трансформации окружающей среды под воздействием человека. Школа проходила на озере Тургояк в Челябинской области — уральском регионе, который не только находится на границе Европы и Азии, но и известен как природными достопримечательностями и заповедными местами, так и концентрацией различных производств.

Ключевым принципом программы школы стала междисциплинарность, проявившаяся как в подборе лекторов, так и в формировании состава участников. Среди них оказались студенты различных направлений — историки, культурологи, географы, архитекторы, социологи. В своих выступлениях приглашенные эксперты наметили перспективы изучения экологической проблематики применительно к истории и современности. Лекции научных сотрудников Лаборатории экологической и технологической истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александры Бекасовой и Маргариты Дадыкиной обозначили аспекты современного состояния этого поля исследований, которое сегодня объединяет достижения истории технологий, истории транспорта, туристических исследований, городской истории, включает в себя изучение как реальных, так и воображаемых ландшафтов. Специальное внимание было уделено практике изучения периферийных пространств. Выступления директора ИГИТИ Бориса Степанова и ведущего научного сотрудника института Романа Абрамова оказались посвящены обсуждению краеведения как типа знания о периферии и его культурной роли в прошлом и настоящем. Директор екатеринбургской Школы арктического дизайна Светлана Кравчук рассказала об усилиях дизайнеров по изучению самодеятельного технического творчества жителей отдаленных регионов.

Однако основной акцент в работе школы делался на активности слушателей. Научный проект каждого из них стал предметом внимательного обсуждения, в котором студенты и преподаватели принимали активное участие. Исследовательская работа развернулась и в рамках школы. Были организованы две экскурсии: на первой участники знакомились с ландшафтами национального парка «Таганай», во время второй изучали город Карабаш, который до недавнего времени считался одним из самых загрязненных мест на планете. Экскурсии предварялись лекциями научной сотрудницы Антропошколы Рамины Абиловой о фотографии как исследовательском инструменте и научной сотрудницы Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Натальи Юркевич об экологических проблемах города Карабаш. По итогам полевых исследований слушатели готовили фотоэссе, затрагивавшие различные грани взаимодействия человека и природы.

Летняя школа позволила участникам не только обсудить свои проекты в широкой перспективе экологических наук, но и непосредственно познакомиться с этой проблематикой, открывая для себя новые пространства глубинной России.

Герман Минзафаров, магистерская программа «Геоинформационное картографирование» Института наук о земле, СПбГУ, 2-й курс

«На летнюю школу я отправлялся с определенной долей скепсиса, имея опыт нахождения с большим количеством гуманитариев в закрытом пространстве в течение продолжительного времени (спасибо археологическим раскопкам). Но встретил исключительную доброжелательность, уважительное отношение, заботу организаторов и участников.

Сложно представить более подходящее место для проведения летней школы по environmental humanities, чем Челябинская область. Здесь можно увидеть природу дикую и освоенную человеком, территории экологически чистые и безнаказанно загрязненные, заброшенные здания и благоустроенные парки. Этим пространствам удалось объединить вокруг себя столько разношерстных исследователей, и думаю, что это обогатило их будущие проекты.

Лично мне участие в школе дало большое количество приятных знакомств, несколько предложений начать совместные проекты в будущем и возможность сменить сферу научных интересов. Эта летняя школа — пример того, как действительно должна проходить коммуникация и трансфер знаний в академическом сообществе, за что мне хотелось бы благодарить ее участников и организаторов».

Роман Гильминтинов, старший научный сотрудник Антропошколы ТюмГУ, докторант Университета Дьюка (Duke University)

«Школа показала, что environmental humanities становятся точкой для новой сборки целого спектра тем и проблематик. Исследования мобильности и город, промышленное загрязнение и экстрактивизм, имперские пространства и роль науки в модерном обществе — эти привычные темы звучали на школе совсем не так, как мы привыкли о них говорить. Пожалуй, наиболее интересным для меня стала идентичность темы лесных пожаров в работах двух участниц школы из очень разных дисциплин — истории и геохимии. Разные методы, разная хронология, разные выводы. Однако обе стороны были вынуждены искать общие основания, вырабатывать язык, понятный всем участницам и участникам дискуссии».

Дарья Хохлова, бакалаврская программа «Философия» НИУ ВШЭ, 4-й курс

«Меня вдохновило наше обсуждение, как один и тот же предмет исследования можно сделать “объектом” для разных дисциплин и исследовательских оптик. Такое обсуждение полезно для понимания, как можно строить дизайн исследований.

Поразительное воздействие на меня оказал Карабаш. Сначала мы послушали лекцию в академическом формате про экологию и химические процессы, а потом вышли в поле и увидели это своими глазами. Мы с Анной Ерошенко говорили с местными жителями, и оказалось, что все эти перспективы нельзя однозначно собрать в какую-то единую картину — “объект” рассыпается и не дает себя сконструировать “объективно”. Мне кажется, было бы продуктивно продолжать такой формат: сначала смотреть на экологическую проблему отстраненно, а потом своими глазами. Это помогает лучше разбираться, как это обстоит на месте, и находить творческие способы примирить разные перспективы».

Святослав Костенко, бакалаврская программа «Культурология» НИУ ВШЭ, 4-й курс

«Было интересно послушать и обсудить работы коллег, найти потенциальные точки для дальнейшего сотрудничества. Отдельную пользу для меня принесло обсуждение моей работы, когда и была сформулирована проблема, над частным случаем которой я планирую работать в дипломной работе. Такое не может не радовать!»

Элина Кочерещенко, магистерская программа «История современного мира» НИУ ВШЭ, 2-й курс

«Самое запоминающееся — это поездка на Карабашский медеплавильный завод и атмосфера, которая образовалась вокруг него. У меня возникла ассоциация с чернобыльской катастрофой, где рука человека стала причиной возникновения аварии. “Карабашская рука” скорее растянута во времени: завод видел времена и Российской империи, и СССР, и тяжелые 1990-е. В итоге он выстоял, а природа — нет. Возле завода образовалось марсовое поле, где промышленные хвосты буквально впитались в некогда живую почву. Тем временем жизнь на предприятии бьет ключом: по территории передвигаются фуры, а густая серая пыль окутывает рабочие цеха».

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.