• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бремя долга

Российская газета. 14 мая 2013

За увеличение долгов губернаторов и глав муниципальных образований могут отправить в отставку. Санкции предложил минфин РФ. Предлагаемые ведомством поправки в Бюджетный кодекс, а также в два закона. Елена Рогова, заведующая кафедрой финансовых рынков и финансового менеджмента НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург : Инициатива минфина вполне соответствует духу современной финансовой политики не только в России, но и общемировой тенденции.

Поправки еще не приняты, но сигнал прозвучал.

Беспокойство финансистов вызывают 33 субъекта РФ, долги которых превышают 50 процентов от собственных доходов. К числу "беспокойных", в частности, относятся Калининградская (55,4 процента) и Вологодская (92,6 процента) области.

В прошлом году эксклав был назван в числе регионов, находящихся в преддефолтном состоянии: соотношение его госдолга к налоговым и неналоговым доходам превысило 60 процентов. Главный финансист области Виктор Порембский тогда заявил: "Этот уровень совершенно некритичный, так как 43 процента от суммы обязательств составляют госгарантии, причем долгосрочные, со сроками погашения в 2015-2016 годах".

Чрезмерную долговую нагрузку на местные бюджеты, которая превышала девять миллиардов рублей (самый высокий показатель среди муниципалитетов в стране) удалось частично сократить, списав 2,5 миллиарда рублей.  Мы провели финансовое оздоровление муниципальных бюджетов, снизили процент софинансирования по капитальным вложениям, передали самоуправлениям

25 процентов налогов на имущество организаций, предоставили администрациям право заменять дотации на дополнительный норматив отчислений на доходы физических лиц, - отметил губернатор области в отчете о деятельности калининградского правительства за 2012 год.

В результате местная доходная база выросла. Однако муниципалы самого западного края страны по-прежнему остаются абсолютными долговыми

"рекордсменами". В то время как задолженность соседей по округу по банковским займам, бюджетным кредитам и ссудам, госгарантиям увеличилась незначительно.

В Вологодской области, попавшей в кризис из региона-донора в разряд реципиентов, также проделали определенную работу по "перезагрузке".

Департамент, ведающий финансами, как следует из его отчета за 2012 год, начал экономию с себя: сократил штаты на 65 процентов. Здесь отказались практически от всех региональных льгот, чтобы увеличить доходную часть казны. Укрупнили муниципальные образования, что позволило вывести на бездотационный уровень 14 районов и 49 поселений. Минфин РФ пошел на реструктуризацию вологодского долга, предоставив региону два бюджетных кредита на погашение "дорогих" банковских заимствований и рассрочку до 2032 года по двум другим, еще по двум - продлил сроки возврата средств. Однако

Вологодчина в рейтинге финансовой безопасности субъектов РФ пока занимает предпоследнее место.

За прошедший год объем госдолга существенно увеличили только

Санкт-Петербург и Псковская область - в два с лишним раза, а также Карелия.

Впрочем, как отмечают эксперты, большой долг не свидетельствует о близости к банкротству. Но повод задуматься о корректировке долговой политики и поддержании платежеспособности административных территорий у их глав есть.

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов (Москва):

- Когда речь идет о сумме госдолга, необходимо анализировать его структуру: характер долговых обязательств и сроки их погашения. Нередко значительную часть госдолга составляют госгарантии, которые являются условными обязательствами. Они становятся прямыми долговыми обязательствами, когда наступает гарантийный случай, что происходит в регионах не всегда. С такой ситуацией несколько лет назад столкнулась, например, Московская область, оказавшись практически на грани дефолта.

Исходя только из статистических данных и сведений финансовой отчетности, давать оценки качеству управления общественными финансами в том или ином регионе сложно. Не все зависит от губернаторов, от работы органов исполнительной власти. На доходную часть бюджетов влияет много факторов.

Это и изменение федерального законодательства, как в случае с Калининградской областью, или стагнация экспорта металлургической промышленности, как в Вологодской, бюджет которой зависит от этого налогового "тяжеловеса".В минфине РФ ситуацию понимают и, как правило, идут на реструктуризацию долгов, совершенствуют систему предоставления дешевых бюджетных кредитов. В то же время качество и продуманность долговой политики в ряде регионов заметно снизились. Причиной тому во многом является система патернализма в управлении государственными и муниципальными финансами - активное использование "ручного режима", порождающего иждивенчество. Губернаторы, безусловно, должны усиливать продуманность действий в своей бюджетно-финансовой политике, и долговой в частности, создавать в отдельных случаях "подушки безопасности" наподобие двух суверенных фондов, сформированных на федеральном уровне, вести расчет платежеспособности и долговой емкости своих регионов, смотреть за тем, чтобы не возникали "дорогие" долговые обязательства, главным образом краткосрочные кредиты в коммерческих банках.

Елена Рогова, заведующая кафедрой финансовых рынков и финансового менеджмента НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург:

- Инициатива минфина вполне соответствует духу современной финансовой политики не только в России, но и общемировой тенденции: после кризиса 2008-2009 годов взят курс на ужесточение финансовой дисциплины и сокращение нецелевых бюджетных расходов. В России, однако, существуют определенные особенности, связанные с тем, что начиная с 2010 года происходит перераспределение расходов федерального и региональных бюджетов, при этом все больше расходов перекладывается без соответствующей децентрализации доходной базы. В результате большая часть регионов вынуждена жить в долг.

Но есть и положительный аспект: поправки касаются и обязательств регионов перед организациями, с которыми они работают в рамках региональных и муниципальных заказов и целевых программ. У организаций появляется шанс лучше планировать свои финансовые потоки, а не ожидать поступлений годами.

Однако предлагаемые поправки не решают главной проблемы. Для того чтобы выполнять свои обязательства перед населением и организациями, регионы должны иметь источники финансирования. Расходы постоянно растут. За счет трансфертов покрывается лишь их часть, а налоговая база регионов не увеличивается. Регионы вынуждены идти на рынок заимствований. Неразвитость инфраструктуры финансового рынка не позволяет удешевлять стоимость кредитов. Поэтому важно не то, что региональный долг растет, а то, что он дорог в обслуживании.