• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиПоступающимАспиранты Института образования станут членами международного научного сообщества

Аспиранты Института образования станут членами международного научного сообщества

В этом году на первом курсе аспирантуры Института образования ВШЭ по направлению «Образование и педагогические науки» выделено 20 бюджетных мест — в четыре раза больше, чем обычно. Вступительные экзамены в аспирантуру пройдут в сентябре, но до 15 мая можно успеть прислать в Вышку портфолио, чтобы повысить свои шансы на поступление. О пяти особенностях аспирантской образовательной программы — в материале новостной службы портала.

1. Ориентация на западные образцы.

В отличие от традиционных аспирантур российских педагогических вузов аспирантура Института образования во многом ориентирована на западные образцы: педагогика и образование рассматриваются не как автономные области знания, а как сфера интересов различных гуманитарных и социальных наук. В разработке программы участвовали зарубежные профессора, в том числе профессор Стэнфорда Мартин Карной.

Аспиранты вовлечены в международные проекты, пишут статьи в соавторстве с западными исследователями и таким образом сами становятся членами международного научного сообщества. В учебном плане предусмотрена стажировка в университетах Европы и США за счет Высшей школы экономики, причем Вышка будет способствовать получению аспирантами степени PhD в этих университетах.

2. Свой диссертационный совет.

Аспирантская программа сформирована с учетом современных российских требований (аспирантура теперь считается третьей ступенью высшего образования), в этом году она прошла государственную аккредитацию.

В ближайшее время в ВШЭ планируется открыть диссертационный совет по педагогике совместно с РГПУ имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Это позволит получать степень кандидата педагогических наук в своем университете.

3. Возможность единой траектории «магистратура — аспирантура».

Студенты любой из семи магистерских программ Института образования, добившиеся результатов в науке и решившие заниматься ею в дальнейшем, могут поступить в аспирантуру по упрощенной процедуре. Часть магистерских курсов может быть зачтена при обучении по аспирантской программе.

Аспирантская школа по образованию была первой в Вышке, которая в этом году предложила досрочный прием (затем ее примеру последовали остальные программы): хотя формально документы подаются осенью, можно заранее оценить шансы, прислав информацию о своих достижениях до 15 мая. Часть абитуриентов уже получила рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам.

4. Выбор между академической и профессиональной аспирантурой.

Если в предыдущие два года все аспиранты Института образования ВШЭ преимущественно ориентировались на академическую аспирантуру, то есть на получение повышенной стипендии и возможность работы по специальности в Вышке (общий ежемесячный доход — порядка 60 тыс. рублей), то теперь активно формируются две траектории — академическая и профессиональная.

Первая по-прежнему предусматривает полную занятость в университете, вторая — возможность совмещения учебы с работой на стороне, то есть аспирант может работать, например, в школе или в органах управления образованием (ведь далеко не все ради учебы в аспирантуре готовы бросить работу). Занятость именно в сфере образования желательна: если человек работает в другой области, его опыт трудно «наложить» на исследования.

5. Индивидуальный учебный план.

Аспирантская программа включает несколько обязательных курсов и научных семинаров, включая научно-исследовательский семинар для аспирантов, где обсуждаются темы диссертаций. Поскольку аспиранты приходят из разных вузов, у них разный стартовый уровень, разные научные интересы, у каждого формируется индивидуальный учебный план.

Аспиранты могут выбрать курсы из разных аспирантских программ ВШЭ, а также онлайн-курсы (например, на Coursera). Значительную часть кредитов можно получить за участие в конференциях. В основе учебного процесса — общение аспирантов не только с научными руководителями, но и с другими преподавателями, и друг с другом.

Пять штрихов к портрету идеального аспиранта

Александр Сидоркин, руководитель Аспирантской школы по образованию ВШЭ:

Мы ждем в нашей аспирантуре выпускников любых вузов, любых образовательных программ с дипломами магистра или специалиста. Портрет «идеального» абитуриента аспирантуры, на мой взгляд, выглядит так.

  1. Обладает хорошей предметной подготовкой и специализируется не только и не столько в педагогике, сколько в одной из смежных наук. Это может быть экономика, социология, психология, менеджмент, антропология и другие.
  2. Имеет представление о том, как проводятся научные исследования, что такое количественные и качественные методы, знает основы математики и статистики.
  3. Готов серьезно заниматься наукой об образовании, воспринимает ее как огромную область с богатыми научными традициями.
  4. Свободно читает по-английски. Ведь все, что достойно внимания в современной науке об образовании, опубликовано на английском.
  5. Понимает, что аспирантура — это три самых трудных года его жизни. Если рассматривать ее как побочное занятие, ничего не получится.